Видели… Кто глазами, кто сердцем. Каждый видел то, что хотел видеть, во что верил.
Время от Рождества до Крещения Господня, пожалуй, самое наполненное в смысле детской радости и ожидания чуда. Радует нарядная елка, приятные подарки, поздравления и пожелания, милые хлопоты и суета. Успеть бы сделать все правильно, ничего не забыть. Пропитаться вот так этой радостью и заботами через край и свободно выдохнуть, когда все завершится.
А что же будем делать с чудесами? Оправдались ли наши надежды на этот раз? Успели поймать момент зимней сказки или опять все прошло, как туманный сон?
Да и сказка какая–то местами не очень веселая:
Спи, Смиренный, спи,
Рученьки сложи.
Ты не ведаешь, что будет.
Крест Тебе готовят люди,
Крест Тебе готовят люди…
Спи, Иисусе, сладко спи…
К радости примешивается щемящая боль неизбежности и безвозвратности. Агнец уже родился и крепко ухватил смерть за хвост своей маленькой детской ручонкой. Теперь она от Него никуда не сбежит… до самой Голгофы, до самой преисподней.
И у нас на воскреске тоже радость. Тихая, простая, с привкусом печали. Обошли с этой радостью по своим друзьям, знакомым, поделились от избытка неземной славы Новорожденного. И вот — уже с обновкой: наколядовали, нащедровали себе на штангу и конфеты. У детворы веселье через край. Будем теперь еще большими силачами! Осталось даже еще немного на ремонт автобуса (без него никак по соревнованиям ездить). И смогли поделиться с одной больной девочкой. Пусть поправляется. Господи, спаси и сохрани.
А той другий празник — святого Василя.
Радуйся! Ой радуйся, земле…
Обрезание Господне. Щедрий вечер.
Щедро делимся своим хлебом. Девочки учатся делать просфоры — святое приношение. Такие ловкие получаются, как куколки. Ароматные и пышные.
— Они что у вас, со сгущенкой?
— С крещенской водичкой. И на живой закваске.
Коли хлеб на стол, то и стол — Престол.
А на Престоле — Агнец. Рядом — Матерь Его, Богородица. Святые Его и вся Церковь Его, и живые, и усопшие. Изучаем Проскомидию. Готовимся к Святому Причастию.
— Святая святым!
Только очистившийся может принять Святые Тайны без осуждения. Нам бы только это суметь — подготовиться и принять в себя Христа. Чтобы нести и раздавать другим, делиться этой благодатью:
Ой, радуйся, земле! Син Божий народився!..
Краткая передышка и… на Иордан!
Вот агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин.1:19).
Грех нашего непослушания. Все норовим по–своему сделать. А не по Его воле. Хоть и говорим в молитве на каждый день: — Да будет воля Твоя…
Священник погружает крест в воду. Иордан бурлит водоворотами и поворачивает вспять. Вся природа преображается: Христос своим погружением в мутный поток освящает и очищает всю водную стихию, а с нею и все естество, а с ним — и человека.
Первая встреча с Богом Живым неосознанная и радостная. Спешим наполнить сосуды обновленной водой, напиться, умыться, окропить жилище и всех, кто в нем обитает. Самые неуемные собираются к речке. Там уж можно полностью, всем телом броситься в объятия Божии, обжигающие и бодрящие, наполняющие неудержимым весельем и ликованием.
Это будет утром, после Всенощной. А пока — предвкушаем…
Праздничная служба затянулась до утра. Да и ночь была удивительно свежей и чистой. Накануне выпал легкий снежок и прикрыл ветхий хлам на обочинах. Ветер подмел улицы. Сильный такой, но не злой.
Захватив фляжку с водой для освящения, спешу в храм. Тут недалеко совсем, пять минут ходьбы. Но мой кот решил вдруг по–другому: — Хозяйка, куда это ты на ночь глядя? И под ноги клубком. Запихиваю кота за калитку, быстро закрываю засов. Но когда это его останавливало! Прыжок, другой — и он уже на заборе, а потом снова клубком под ноги. Играть надумал.
Ну хорошо, гуляй. А мне спешить надо.
Иду. Ветер подгоняет, снег блестит под фонарями. Кот — впереди, победно задрав хвост. Воинственно осматривается по сторонам. Охраняет.
Так и бежал всю дорогу до самых ворот храма, а потом — и к двери. Отворяйте, мол, мы пришли!..
Пришлось нести пушистого паломника домой, сторожить мышей в сарае.
Только пару шагов от калитки — второй бежит следом: — Хозяйка, ты куда? А я?… — Да вы что, все сговорились сегодня? Ну нельзя мне с котами. Не пустят. А жаль, наверное. Скотинка ведь тоже сегодня радуется. Так и играет по дороге. Хвост дыбом, глаза горят…
Хорошо, встречная машина спугнула. Ретировался по направлению к родням пенатам.
Так что пять минут ходьбы превратились в целое приключение. Но на службу успела. Зато прогулялась и повеселилась перед долгим ночным бдением.
Прихожу, а тут еще одна радость — спешит поделиться матушка. Накануне праздников у подруги ее случилась беда: обнаружили онкологию у дочки, назначили химию. Посоветовали ей поехать в Киев, подтвердить диагноз и в Лавру зайти, свечку поставить, помолиться. У себя тоже молебны отслужили. Дочка восприняла советы с недоверием, но в Киев поехала. В Лавру так удачно попала, даже исповедалась и причастилась. А диагноз то, оказалось, хорошо, что уточнила. Нельзя ей химию делать. Назначили другое лечение. Есть надежда на хороший исход. Слава Богу! Будем молиться дальше…
Всенощная шла своим чередом. В храме тепло и уютно. Уже далеко за полночь. Начинает одолевать приступами усталость и дремота. Батюшка не журит, даже как-то старается поддержать, шутит по этому поводу. Отправляемся по очереди взбодриться на свежий воздух и в более прохладную трапезную. А уж когда начинается Литургия, сон совсем улетучивается. После Причастия — радостная эйфория и веселье, силы снова возвращаются. Как будто и не было бессонной ночи.
Брызги крещенской воды заставляют вздрагивать наполовину сонных прихожан, кто недавно из теплой постели подошел за своей частичкой благодати. Сегодня ее много. Просто через край!
Наполнили накануне еще и купель. Сегодня у нас Крещение. Крещение на Крещение. Взрослый мужчина радостно, по–детски, улыбается, закутавшись в простыню. Вот и он дождался своей частички.
А на берегу уже кипит котел с ухой, горячий чай, иордань готова принять крест и отважных купальщиков. Любит этот праздник наш народ за пронзительные минуты на грани между ребячеством и фанатизмом. Обжигающий холодом миг в ледяной воде, в объятиях Самого Христа. Он ведь в этот день Сам погружается всем Своим Пречистым Телом в Иордан. И вместе с ним наполняет каждую капельку воды, очищая и освящая ее Своей благодатью.
За этой чистотой и благодатью и бежим мы в середине зимы к проруби в надежде очиститься и стать лучше. Как две тысячи лет назад шли толпами иудеи к Иордану очиститься и принять крещение от Иоанна.
В один из таких дней повстречались там с Самим Спасителем, пока не познанным и не принятым ими.
Так и сейчас, немного чего изменилось. Не узнаем. Не принимаем. Ожидаем чуда. А все же спешим очисться (хотя бы ритуально) и прикоснуться к радости. Ведь именно с радости и начинается наша первая встреча с Богом Живым. Неосознанной и светлой радости. Радости от свежести водной купели (а кто–то еще и кил пять скинул, погружаясь в иордань), от горячего чая и наваристой ухи, задушевного разговора. Просто и ненавязчиво, без матерных слов и наставлений. О самом дорогом и святом, личном, задушевном.
Там, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19).
Христос посреди нас! Есть и будет.
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин.1:16).
Конечно же без воли нашей невозможно принятой благодати изменить нас. Господь превыше всего ценит свободу нашей любви к Нему. Потому, наверное, и нужен так нам этот праздник детской безусловной любви к Нему, Господу Животворящему, Источнику воды живой.
И лишь в Нем одном два этих понятия, ЛЮБОВЬ и ЖИЗНЬ, становятся синонимами.
Как верно сказал поэт:
Я живу и значит — я люблю,
Я люблю, и значит — я живу.
P.S. Сумбурный немного получился рассказ. Так при чем же тут Богоявление, встреча с Богом Живым? — законно может спросить читатель. Но как объяснить необъяснимое?
Вот, к примеру, полет бабочки. Как это у нее получается? Я знаю три способа узнать.
Можно разобрать на запчасти и посмотреть, как все работает. Только бабочка уже больше не сможет летать.
Можно просчитать полет на компьютере. Но и тут будет только модель бабочки. Виртуально, на экране.
А можно тихонечко, затаив дыхание, наблюдать за движением ее крыльев и восхищаться красотой линий и взмахов. Причина полета останется не совсем понятной, будет много вопросов и неясны ответы. Но бабочка все же останется бабочкой, живой и восхитительной, такой желанной дотронуться и до конца не познанной. А так ли уж это необходимо, знать наверняка?
Какой способ познать необъятное выберете вы? Какую бабочку вам приятней иметь?
Мне больше нравится живая, пусть даже неуловимая и в деталях непонятная. А в целом — удивительная и восхитительная.