Гробница Богородицы – величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения. В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале. Небольшой верхний храм на восьмиугольной основе над этим местом был построен в V веке Иерусалимским патриархом Ювеналием (во время правления византийского императора Маркиана), был разрушен персами в 614 г., но вскоре восстановлен. Пилигрим Аркуф, посетивший её в 680 г. писал, что церковь состояла из двух уровней: в верхнем было 4 алтаря, в нижнем один алтарь и Гробница Богородицы.
После литургии члены украинской делегации отправились в Иудейскую пустыню, где находится монастырь преподобного Феодосия Великого и Лавра святого преподобного Саввы Освященного.
Первый в Палестине общежительный монастырь был основан прп. Феодосием Великим в 476 году около пещеры, где по преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы, останавливались на отдых на обратном пути. Греческий паломник Иоанн Фока, посетивший Святую Землю в 1185 году, так описывает этот монастырь.«Возвращвясь в Святой град (из монастыря мар Сабы) не через лощину, а через хребет, обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, а перед ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из жизни Святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в которой находится гроб Святого, и вблизи него разные каморы, в которых лежат останки великих Святых. Спускаясь по ступенькам пещеры, встретишь боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого Василий устроил себе гробницу, по повелению Святого, как значится в Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден был поющим вместе со Святым и братиями». Монастырь Феодосия существовал до начала XVI в., когда был разорен турками, после чего долгое время был в запустении. В 1898 г. Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией, которая шла с 1914 по 1952 гг. На территории монастыря имеется древняя пещера. Над пещерой – остатки храма, построенного до VI в. Слева от лестницы при спуске в пещеру хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов 614 г. В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен – Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного. Здесь вначале покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. В самом конце пещеры – пещера Волхвов, где они останавливались на обратной дороге. В пещере имеется почитаемая храмовая икона Погребения преп. Феодосия Великого. Сами мощи преп. Феодосия хранятся в храме Гроба Господня. В главном храме монастыря имеются икона преп. Феодосия Великого в мраморном кивоте, иконы преп. Сергия и преп. Евфросинии Полоцкой.
Лавра Саввы Освященного, куда затем отправились паломники, также как и монастырь преподобного Феодосия, находится в Иудейской пустыне. Он был основан в 484 году и является одним из древнейших. Насельниками монастыря в разное время были Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Филумен Святогробец.
Среди реликвий и святынь мощи Саввы Освященного и других палестинских святых
Настоятелем является Иерусалимский Патриарх, управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. На сегодняшний день территориально Лавра преп. Саввы Освященного находится на территории Палестинской национальной администрации. Насельниками обители являются 18 монахов, доминируют среди которых греки, но есть в том числе румынские, сербские и русские монахи. Монастырь имеет мощные стены, построенные и укрепленные в разные периоды, среди которых в самых высоких точках особо выделяются две сторожевые башни.
Дальше путь паломников лежал в город Хеврон, где находится подворье Русской Духовной Миссии. По мнению местных историков, Хеврон считается одним из самых древних городов мира. Его построили потомки Енака, седьмого патриарха после Адама. По преданию, сам Адам был создан из красной земли, взятой на месте теперешнего Хеврона. В этих местах до сего дня встречается почва темно-красного цвета. По изгнанию из Рая прародители, согласно преданию, жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так и зовут её «Пещерой Адама и Евы». После разлучения с Лотом вблизи Хеврона поселяется Авраам, и здесь же по преимуществу проходит жизнь последующих еврейских Патриархов. И когда Авраам узнал о пленении Лота, отсюда он предпринимает блестящий поход для его освобождения. Здесь он получил в ночном видении откровение о 430-летнем египетском рабстве своего потомства. Здесь от Агари был рожден Исмаил. Здесь произошли и три важнейшие события всей жизни Авраама – заключение завета Божия и установление обрезания; рождение долгожданного сына от Сарры и явление Бога в виде трех Ангелов.
Владетель всей Ханаанской земли по обетованию, Авраам до самой смерти своей жены Сарры не имел в собственности ни одного её куска, хотя к тому моменту прожил на ней уже 60 лет. Смерть Сарры заставила Авраама купить поле с пещерой около Хеврона.
Библейский рассказ о покупке Авраамом пещеры Махпелы свидетельствует о необычайном благородстве её ханаанского владельца и всех хевронцев (Быт. 23,6-11).
После Сарры в свой черед тут погребают и самого Авраама, и Исаака, и Ревеку. Иаков хоронит здесь свою жену Лию, а переселившись в Египет, заповедует своим сыновьям положить себя в Махпеле.
При разделе земли Обетованной Хеврон снова был выделен среди других городов. Город, имевший большое значение в жизни Авраама и других патриархов, освященный стопами Божиими, он вошел в число 48 городов Израиля и 6 священных городов, предоставлявших право убежища для совершивших неумышленное убийство. После смерти царя Саула в Хеврон, главный в то время город колена Иудина, приходит Давид. В нем он провозглашается царем над коленом Иудиным, и город становится столицей царства Давида. Отсюда он вступил в борьбу с наследником Саула Иевосфеем.
В Хевроне Давид был провозглашен всеизраильским царем, над ним совершилось торжественное помазание на царство. И до сего дня Хеврон остается одним из важных по своему религиозному значению городом для мусульман, иудеев и христиан.
Священное древо Авраама. Предание указывает на знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ той дубравы Мамре, у которой произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не говорится о каком-то определенном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I веке по Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом, то есть Великаном. Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. Древнейшее христианское предание свидетельствует об уважении, которым окружали хевронский дуб иудеи, христиане, мусульмане и язычники. Возле этого дуба летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой. Император Константин разрушил идольский алтарь около дуба и построил храм «дивной красоты». Затем, по свидетельству блаженного Иеронима, дуб возле храма Константина был срублен, и он видел только его пень. Но начиная с XII века паломники, и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама.
Дуб Мамврийский – по-арабски «синдиан» – принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнее и крупное дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 метров. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полуденного зноя Трем Ангелам, гостеприимно встреченных здесь Авраамом. Листья этого дуба мелкие и продолговатые с зубчиками по краям. Верхний лиственный навес обнимал пространство около 95 шагов в окружности и давал очень густую тень. Сейчас, недалеко от корня дуба растет еще два дуба, уже больших. Паломники окрестили их дубами Авраама и Сарры. Рядом с древним уже засохшим стволом Мамврийского дуба вот уже несколько лет зеленеет молодой дубок. После знакомства с историей и многочисленными достопримечательностями Хеврона, сделав несколько фотографий на память, паломники вернулись в Вифлеем.