«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
«Эта библейская история повествует не столько об очередном чуде, совершенном Христом, сколько о человеческой неблагодарности, — говорит Его Высокопреосвященство. — Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день, – а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет, – а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за все. Это общая духовная проказа – неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Самаряне, по убеждению иудеев, были людьми второго сорта, отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе. С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадежным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду. Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном, бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан. А сколько среди нас таких, кого услышал Господь, даровал просимое, но благодарности в ответ не последовало. А ведь Бог ждет нашего благодарения не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться к Богу. Может, именно потому сегодня нам посылаются великие скорби и испытания, чтобы мы могли, убедившись в тленности и призрачности всего земного, за все милости Божьи принести самих себя Ему в благодарение».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви