«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».
Эти слова апостола Иоанна Богослова, как сказал Его Высокопреосвященство, в состоянии помочь человеку через познание им свойств света, лучше узнать Бога.
«Свет – это не просто библейский образ. В свете заключены все свойства Бога. А это значит, что человек, познавая свет, будет познавать Бога. Изучая мир, постигая его свойства, он познает в нем красоту, могущество и мудрость Творца. Однако это не является обязательным условием его соединения с Богом. Потому что для этого нужно совершить духовную эволюцию, наполнив свое физическое бытие Светом духовных энергий благодати Божией. Конечно, одним изучением света, Бога не изучишь. Он и не может быть познан во всей полноте. Тем не менее, познание Бога возможно в действиях Его благодатных энергий. Но только в той степени, в которой Он Сам Себя открывает для человека. Если, конечно, тот в состоянии принять это Божественное откровение. Увы, но для большинства людей на земле сегодня это невозможно. Пока человек живёт плотской, материальной жизнью, он и мыслит, и воспринимает мир соответственно. И к Богу относится как все материалисты. Раз Бога никто не видел, значит, Его нет. А сама жизнь, любовь, милосердие, красота Божьего мира – это ещё не доказательство существования Бога, как он считает. Неудивительно, что мир, в котором не хотят знать Бога, лежит во зле. Ведь злодеи – это «враги света». «Всякий делающий злое, – говорит Господь, – ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его». Пока пелена греховного мрака отделяет нас от Божьего Света, мы не сможем уразуметь ничего из того, что происходит сегодня с этим миром и нами».
По милости Божьей, как говорит владыка, любому человеку, живущему на этой земле, даётся возможность познать замысел Божий относительно каждого из нас.
«Только произойдет это не с помощью разума, а с помощью сердца. Не через знания, а через молитву и покаяние. Пока есть Бог, человек не сможет подолгу оставаться во тьме. А тьма – это наши грехи. Его душа всегда будет стремиться к свету, независимо от того, – хочет он этого или нет. Это так же естественно, как то, что всё живое на земле существует благодаря солнечному свету. И каждый человек, стремящийся к свету, желая преодолеть тьму, неминуемо приходит в храм Божий. Ведь только здесь, стяжая Божественную благодать, он сможет вырваться из ненавистного плена греха, освободиться из уз тьмы. В таинстве Евхаристии душа прозревает для принятия Божественного света. Ей удаётся, наконец, почувствовать Бога, Его прикосновение. И только от нас самих зависит, от нашей воли и желания – сохранится этот свет в душе или нет. Сегодняшнее Священное Писание открывает перед нами простую истину – радость жизни в свете. А свет там, где любовь. Только живущий в любви, может быть по-настоящему счастливым и жизнерадостным. Неудивительно, что свет часто ассоциируется со святостью и освященной жизнью. Святые угодники стяжали свет Божественной благодати, которая проявлялась в их безграничной любви ко всему миру и всем людям на земле. Будем же и мы стремиться к такой любви, чтобы увидеть наконец мир в свете Божественной благодати. Чтобы прозреть духовно и жить в постоянной радости от великой Премудрости и Благости Божьей».