Сегодня, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященства, за Божественной литургией святая Церковь предлагает для нашего духовного осмысления слова апостольского Послания о необходимости бодрствования.
«Бодрствование есть состояние противоположное сну. Это если речь идет о нашем организме. А что значит бодрствовать духом? Сам апостол Павел сравнивает это состояние с пребыванием на страже солдата, который не позволит, чтобы его застали врасплох. Как часто человек, который совершает какой-нибудь грех, пытается затем оправдаться в собственных глазах и говорит будто бы он не причем, а это его бес попутал. Но можно ли такое представить, если дух всегда будет бодр? Ведь мы знаем, что дух бодр, плоть же немощна. Бодрствовать – значит быть всегда и мыслями, и чувствами с Богом, постоянно чувствовать духовную связь с Ним. Многие ли из нас могут признаться в том, что они постоянно памятуют о Господе? Взять хотя бы сегодняшнее богослужение. Мы собрались, чтобы послужить Богу, стоим в храме и якобы молимся, но стоит скрипнуть двери, как сразу же все поворачивают голову. Наше человеческое любопытство берет верх над нашим духом: кто же там пришел? Сегодня мы прославляем память преподобного Сергия Радонежского. Невозможно представить, чтобы его дух не бодрствовал, чтобы он не помнил о Боге. Он боялся потерять благодать Божью. И стараясь её защищать, он щедро делился ею с людьми. А мы? Если не делиться, то хотя бы сохранять то, что дал нам Господь. Стараемся ли мы сохранять чистоту нашего сердца, стараемся ли бодрствовать духовно? Часто ли мы исповедуемся и причащаемся? Как часто люди, называющее себя верующими и православными, свое нежелание ходить в храм на богослужения объясняют тем, что имеют Бога в душе. Эти люди дерзают признаться в том, что не мог себе позволить даже Сергий Радонежский. Вся его жизнь, весь его духовный подвиг есть одно беспримерное и неудержимое стремление превратить свое сердце, свою душу в то место, где мог бы находиться Бог. Приверженцы в «бога-в-душе» не задумываются о своем отношении к тому, что сделал для нас Христос на Голгофе. Их позиция отказа от богослужений фактически является ответом на звучащий в Евангелии призыв Христа к Его Чаше, обращенный ко всякому человеку: «Пейте от нее все». Этот отказ – нечто вроде «Да, Иисус, Ты хороший парень, но Твои смертные мучения ради моего спасения не вызывают у меня благодарности». Или как вариант: «Раз ты всемогущий, потрудись найти какой-нибудь другой способ подарить мне рай, без участия этих бородатых мужиков в длинных одеждах». Да, современный человек привык жить легко и без проблем. Такому положению вещей способствуют те блага цивилизации, которые появились в распоряжении человечества в последние годы. Но ведь Бог-то не изменился, как не изменилась и природа человеческого греха. Душа человека – по-прежнему полигон борьбы добра и зла. Кто победит, за кем будет победа – все это зависит только от нас с вами, и никакие новомодные дивайсы и гаджеты нам не помогут. В этой борьбе, чтобы стать победителями, мы можем полагаться лишь на помощь Божью».
Поздравляя отца настоятеля, прихожан и гостей с праздником, Его Высокопреосвященство пожелал всегда быть добрыми в духовной жизни и брать пример с преподобного Сергия.
«Преподобный Сергий явил нам удивительный исторический пример победы добра над злом, победы духа над плотью. Он побеждал зло добром и силой духа, чему научил многих наших великих предшественников и способен научить нас с вами. Так пусть же Господь по молитвам святого помогает всем, кто с верой обращается в сердце своем и старается жить по благодатным христианским заповедям. Ведь если мы научимся жить по этим заповедям, то будем непобедимы, потому что добро? как и правда, всегда торжествуют. Так не дадим же злу себя победить».