«Поклоняемся страстям Твоим, Христе» – поет сегодня церковный хор. Очень скоро Христу надлежит сначала быть проданным за 30 сребреников, а затем пострадать и умереть, чтобы сделать человека, – свое любимое творение – святыми, непорочными и совершенными. То самое творение, вся история которого есть бесконечная череда злодеяний: всевозможных войн, восстаний, заговоров, переворотов, убийств, то есть всех тех процессов, в которых проявилась самая разрушительная черта его характера, – его эгоистичная инстинктивная сущность, посеянная врагом рода человеческого, убивать, грабить, жить в свое удовольствие.
«Но разве в этом предназначение человек? – вопрошает Его Высокопреосвященство. — Разве ради такого человека Господь шел на казнь, и терпел муки? Господь пострадал ради того, чтобы человек нравственно совершенствовался, возвышался духовно, чтобы человек пребывал в любви. «Бог есть любовь, – говорит апостол Павел, – и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем». Раскрывая перед нами полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия, святая Церковь мысленно переносит нас в то время и как бы подводит к самому подножию креста Господня. Мы становимся участниками тех далеких событий, зрителями всех мучений Христа. Но что мы делаем? Кричим, улюлюкаем и радуемся или сопереживаем и сострадаем? Ведь если сегодня на любовь Христа в нашей повседневной жизни мы отвечаем злобой и ненавистью, то кто может поручиться, что тогда мы вели себя как-то по-другому. Двенадцать Евангелий начинаются с того момента, как Господь поучает Своих учеников о необходимости любить друг друга. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Господь говорит нам постоянно о любви, Он просит нас, своих учеников, бодрствовать, но слышим ли мы Его? Он знает о тех страшных муках, которые придется перенести, и просит Отца Своего Небесного, чтобы чаша сия минула Его. Не это ли является подтверждением человеческой природы Спасителя. Он знает о Своем Воскресении, но терпит страдания, которые терпит на кресте любой смертный. Вот почему так важно для нас вспоминать страсти Христовы. Но наше спасение, наше бессмертие, наше возрождение станут возможными только через любовь. Сегодня мы пришли в храм, чтобы проследовать за Христом. Мы стоим у Его ног, лобзаем их, предчувствуя и переживая с Ним Его муки. Так пусть же свечи, которые многие из нас принесут домой в память о спасительных страстях Господа нашего Иисуса Христа, послужат назиданием в нашей борьбе с грехом, для нашего открытого и достойного исповедания нашей веры, чтобы мы могли услышать слова Спасителя: «Я истинно говорю тебе, твоей молитве. Ныне же ты получишь большее, чем просишь, ныне же ты будешь со Мною в раю».