«Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире».
«Это говорит апостол Павел, тот, кто всю свою жизнь страдал от серьёзного физического недуга, который он сам называл «жалом в плоти», – сказал Его Высокопреосвященство.
Малейшее движение причиняло ему нестерпимую боль, но он продолжал возвещать миру слово Божье, нигде подолгу не задерживаясь. Фессалоники, Иерусалим, Афины, Коринф – если он там не проповедовал, то сидел в узилищах за свои проповеди. Жало мешало ему двигаться, острие пронзало кожу, впивалось всё глубже и глубже, и вскоре боль стала невыносимой. И он просит Господа об избавлении, мольба его исходит из самых глубин души, но ответ Бога один: «…Довольно для тебя благодати Моей…»
И вот сегодня этот человек благодарит нас за то, что мы возвещаем веру Христовы так же, как и он. Но можем ли мы считать себя достойными этой благодарности? «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, – говорит он. Но есть ли благодать и мир в наших сердцах? Стараемся ли мы утверждать нашу веру не только в храме, но и у себя на работе, дома? В нашей стране нет мира, как нет его и в наших сердцах. А всё потому, что нет веры в людях. А ведь Господь говорит нам: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них…» А много ли мы видим сегодня тех, кто собирается вокруг имени Христа? Сейчас собираются под знаменами антихриста, но не Христа. Это видно хотя бы потому, что человека с его слабостями, с его пороками и недостатками ставят в центр мироздания. А какое отношение человек имеет к мирозданию, если его местопребывание ограничивается землёй? Только верующий человек понимает это и всегда в центр ставит Бога. Вот почему не прекращаются нападки на нашу Матерь-Церковь. Не будь её, не будь проповеди люби, нравственность, как и нравственное согласие в обществе были бы потеряны уже давно. Церковь возвышает свой голос в защиту человека как носителя образа Божьего и никогда не смирится с теми, кто пытается представить человека лишь как потребителя удовольствий».
По словам владыки, понятие любви современным обществом извращается намерено, чтобы человек больше думал об удовлетворении не духовных, а телесных потребностей.
«И вера наша поддается атакам тоже неслучайно, поскольку самый простой способ посеять хаос, это лишить человека веры. Вся наша жизнь построена на вере, даже на простом бытовом уровне. Все мы ходили в школу. Что будет с учеником, если он перестанет верить учителю? Например, педагог говорит, что жи-ши нужно писать через «и», а дважды два равняется четырём, а класс, что это не так, что верить таким утверждениям нельзя. А что будет в семье, если дети перестанут верить родителям? Вера – это понятие очень близкое к понятию «верность, преданность». Мы преданны Христу, потому и поступаем по Его слову. Потому и свидетельствуем о Нём этому миру. Но что делать, если слов говорится много, а подтверждений этим словам мало? Современный мир устал от слов, поэтому верит больше делам. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам», – говорит Христос. Вот почему наша вера должна быть неразрывно связана с любовью и творением добрых дел. Потому люди узнают, что мы Христовы, если видят мир и любовь между нами».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал твердости в вере, укрепляться в которой помогает благодать Святого Духа.
«Без нашей веры невозможно победить врага рода человеческого, невозможно бороться с грехами. Наша вера – это та сила, которая соединяет нас с Господом. В день Святой Троицы мы радуемся сошествию Духа Святого на апостолов, а значит, и на каждого из нас. Дух Святой никогда не даст нам унывать и отчаиваться, всегда придаст нам новые силы для утверждения той веры, о которой нам говорит апостол Павел. Будем же смело благовествовать о Христе, напитывая свою душу Божественной благодатью, которая укрепляет и преображает нас, а значит, и весь мир вокруг».