Поздравив всех с праздником, Его Высокопреосвященство заметил, что Дух Святой не только утешает, укрепляет, но и вразумляет, то есть помогает узнавать новое и добиваться неизведанного.
«Кому из нас не приходилось решать в школе задачи, будь то по математике, физике, химии, или другим предметам, а затем еще и в вузах? И многие, конечно, помнят, как часто приходилось мучиться часами в поисках нужного решения, а его всё не было. И вот, когда уже казалось всё бесполезно, когда хотелось сдаться и признать свое поражение, наш мозг находил правильный ответ. Сколько радости это приносило, сколько восторга и уверенности в своих силах. И не было, казалось, на земле человека в эту минуту счастливее и жизнерадостнее, чем мы. Кто-то скажет, что это чистая физиология, что мозг попросту перебрал все возможные варианты и нашел единственно правильный, и что к благодати Святого Духа это не имеет никакого отношения. Но кто может дать определение Святому Духу? Перед началом чего-то нового мы произносим во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы знаем, кто есть для нас Бог Отец, Бог Сын, но что значит для нас Дух Святой? Поиск ответа на этот вопрос, как и сама великая тайна Пресвятой Троицы, волновал умы многих христиан, особенно новоначальных. Святые отцы для того, чтобы как-то приблизить православное учение о Боге-Троице к восприятию человека, пользовались в своих проповедях различного рода аналогиями, заимствованными из тварного мира. Любые из них, конечно же, были несовершенны, и в чём-то грешат против истинного представления о Боге, но ведь и Сам Бог открыл о себе в этом смысле относительно немного. Тем не менее, удачный пример помогает в некоторой степени понять нашим человеческим умом, который поврежден грехом, как совмещается троичность лиц Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого с их единоприродностью. И тут лучшего сравнения с Солнцем, пожалуй, не найти. Мы видим на небе Солнце, видим свет и чувствуем тепло. Без всего этого жизнь на земле была бы невозможна. Так вот, солнечное тепло, как раз и можно сравнить с действием благодати Духа Святого. Многим из нас знакомы такие выражение, как «сердечная теплота», «теплые отношения». О каких отношениях мы так говорим? Ну, конечно же, о тех, которые согреты чувством любви. А Бог для нас и есть Сама Любовь. Вспомним угодников Божьих, которые стяжали благодать Святого Духа, вспомним преподобного Серафима Саровского. Ему не нужно было ничего говорить людям о благодати, что-то объяснять, они всё и так видели и чувствовали. Действие благодати проявлялось через его любовь к ним. Вот так и люди, которые нас окружают, которые общаются с нами, могут ничего не знать ни о Святой Троице, ни о Божественной благодати, но если они видят нашу любовь, им слова уже не нужны».
Как сказал еще владыка, слепой человек обречен никогда не увидеть ни Солнца, ни солнечного света, но он может почувствовать тепло солнечной энергии.
«Так и этот духовно ослепший мир не имеет другой возможности узнать божественную природу нашей Церкви, как только через нашу сердечную теплоту, через нашу любовь. И тут только Дух Святой может дать нам для этого могучую силу, потому что, не понимая нас, не воспринимая нашей веры, этот мир скорее станет обвинять нас, чем признается в своей духовной слепоте. Будем же стяжать сердечную теплоту, будем наполнять ею свои души, чтобы щедро делиться с этим замерзающим миром, согревая его. А он действительно замерзает, замерзает сердечно, потому что ожесточается. Холод же, как известно, на самом деле, это всего лишь отсутствие тепла. К великому сожалению, его ещё очень мало в жизни человека, и совсем немного в нашем обществе, в котором так много людей с застуженными сердцами. Но мы можем и должны их согреть. А для этого нужно очищать свои сердца от греха, чтобы они могли стать источниками божественной теплоты».