«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Так звучат слова апостола Павла, обращенные к галатам, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
Но Христос вроде бы нигде не говорит нам об этом. Он дает нам другой закон. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостью твоею, всею душею твоею и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». А сегодня мы слышим о тяготах, которые мы должны носить. Чем же призыв апостола отличается от того закона, который даёт нам Господь? Но в том-то и дело, что невозможно любить Бога, а ближнего своего при этом ненавидеть. Невозможно любить ближнего и не любить Бога. Это настолько всё взаимосвязано, потому что каждый из нас является клеточкой богочеловеческого организма, Церкви Христовой. Но чувствуем ли мы себя частью этого организма? Омываемся ли мы Божественной благодатью, как каждая клеточка организма омывается кровью? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, на поверхности нашего отношения к церковной жизни. Ради свечки идет человек в храм, или ради того, чтобы измениться? Если не было в нём любви до прихода в храм, и ничего не изменилось после богослужения, значит, по-прежнему он остается глух и к словам Господа, и к словам апостола. Значит, не готово его сердце вместить благодать Божью. Ибо любовь к Богу это и есть соблюдение Его заповедей, которые вовсе не тяжки. Только для этого нужно постараться, отказаться от прежних привычек, которые вредят нашей душе. Эти привычки мешают нашей душе напитываться благодатью Божьей. Все мы хотим кушать, потому что наше тело об это сигнализирует. А душа точно так же нуждается в питании. Только не в материальной пище, а в духовной. А когда она не питается Духом Святым, в ней появляется злоба, ненависть, раздражение, зависть. Все те чувства, через которые из-за наших грехов, нашей лени и нашего нерадения в неё проникает сатана. Если душа не напитывается благодатью, когда в ней нет ни сострадания, ни любви, то и носить тяготы ближнего никто и не захочет. Когда человек видит в ближнем не образ Божий, а врага, он уже тем самым расписывается в собственном бессилии, в том, что неспособен нести его тяготы, он неспособен даже попытаться понять его. Конечно, можно сказать, что наш ближний не замечает своих недостатков и может прекрасно с ними жить. Тем более, что многие грехи наоборот ему помогают чувствовать себя значительным, влиятельным, могущественным. В нашем обществе таких примеров великое множество, когда богатый человек, наживший свое богатство воровством и обманом, становится кумиром молодежи. Ему готовы подражать и многое простить лишь потому, что он является носителем новых ценностей, современных представлений о смысле жизни и человеческом счастье. Есть деньги – ты молодец, смог устроиться, нет денег – ты неудачник. А то, что эти люди живут в постоянном страхе за свою жизнь, за своё состояние, не имея ни настоящих друзей, не любящей семьи, на это никто не обращает внимания. И что самое страшное, рядом с ними нет тех, кто смог бы нести их тяготы, потому что они сами никого не любят. Слушая сегодня апостола Павла, нам самим следует задуматься: а готовы ли мы нести тяготы ближнего своего? Ведь если мы этого не делаем, то и наши тяготы никто не понесёт. Человек, к сожалению, так устроен, его греховная природа такова, что ему легче отказаться от чего-то, чем сделать над собой усилие.
Сегодня мы совершаем память преподобного Агапита Печерского, который является для нас примером безропотного несения тягот ближних своих. Он не только помогал им, исцеляя их своей молитвой и травами, которые сам употреблял в пищу, но и со смирением сносил козни некоторых из них. Особенно много скорбей он претерпел от одного завистливого врача-армянина, который впоследствии сам смирился и принял православие. За свою долгую праведную жизнь Агапит Печерский совершил немало подвигов и чудес. Вот так и нам хочется, если не самим совершить чудо, то хотя бы стать его свидетелем. Только прежде нужно избавиться от своих грехов, от всей той грязи, которая копилась ни один год. И вот когда мы с помощью Божьей избавимся от своих грехов, победим свою греховную сущность, на наших глазах совершится настоящее чудо. И таких чудес в истории нашей Церкви было немало, потому что когда человек решает победить свой грех, очиститься, ему на выручку всегда приходит Господь».
В заключение своих слов владыка пожелал бороться с ленью, с ложным смирением, поскольку именно они являются серьезной преградой на пути к победе человека над грехом.
«А для этого обращайтесь к Богу, просите у Него не только физического здоровья и исцеления от телесных недугов, а просите духовного здравия, просите сил и помощи, чтобы наши души не погибли от греха и могли наследовать жизнь вечную в царских райских обителях».