Обращаясь затем к своей пастве со словом проповеди, Его Высокопреосвященство обратил внимание на одно из самых распространённых человеческих качеств – судить ближнего своего за то, что он грешит не так, как ты.
«Сначала Христос, а потом и апостол Павел указывают на свойство человека осуждать и всячески наставлять ближнего своего. Но что же лежит в основе этого свойства? Кто-то, возможно, скажет, что желание указать на недостатки человека, чтобы он исправился. Но так ли это? К сожалению, Господь не стал бы говорить: не судите и не судимы будете, если бы это было так всегда и во всех случаях. Господь лучше знает душу человека и знает от чего нас нужно предостеречь. В основе желания человека указывать на недостатки другого, как правило, лежит не доброта, не переживание за него, а банальная гордыня. Нам нравится укорять и исправлять лишь для того, чтобы убедить себя в собственной непогрешимости. А ведь ещё классик говорил: «Грехи других судить вы усердно рвётесь, начните со своих – и до чужих не доберётесь». Так неужели теперь нужно молчать и закрыть глаза на недостатки других? А как быть священнику, который имеет власть вязать и решить? Как быть врачу, который знает болезнь, её симптомы и причины этой болезни? Неужели он не должен говорить своему больному о том, что его болезнь – следствие неправильного образа жизни? Врач и священник должны говорить об этом. И человек, душа которого болит за ближнего, тоже должен говорить об этом. Но при этом он не должен забывать и о своих грехах, которых у него может быть ещё больше. И эти грехи давят на него всей своей неподъёмной массой и не дают дышать полной грудью. Он от них задыхается, как задыхается человек, лишенный кислорода. Они тянут нас ко дну и не дают поднять голову, чтобы посмотреть на небо, чтобы возвыситься к Небу. Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что прежде чем судить, нужно научиться исполнять заповеди Божьи. И главную из них – заповедь любви. Только тогда можно быть уверенным, что наше замечание или исправление будут продиктованы любовью к ближнему, а не желанием потешить себя и свое самолюбие «фарисейской» непогрешимостью».
По словам владыки, чтобы человек мог вернуться в своё Небесное отечество, он должен научиться пресекать свои греховные страсти на уровне помыслов.
«Если возникает желание кого-то осудить, или чувство раздражения, гнева по поводу совершенного поступка или высказанного другим человеком мнения, то нужно постараться их подавить. Наверняка эти чувства вызваны вовсе не любовью. Если же подавить их сразу не получается – переключитесь на молитву, на добрые мысли, постоянно призывая помощь Божью. Грех осуждения – один из тяжелейших грехов. И прежде всего потому, что делаем это из благих побуждений, которыми, как известно, выстлана дорога в ад. Мы убеждены, что этим помогаем ближнему. Но у ближнего свои отношения с Богом. Его Бог простит за этот проступок, если он одумается сам и покается. А нас может и не простить за наши грехи. Мы попросту можем не успеть покаяться в них. Апостол сегодня предостерегает нас от греха осуждения. Власть и право судить есть только у Бога. Нам же остаётся только благодарить Его за возможность видеть свои недостатки и бороться с ними. Очищать свои сердца от всякой скверны и страха стать объектом чужого осуждения. Не бояться общественного мнения, полагая, что оно чем-то может нам навредить. Ведь нас осуждают люди, поврежденные грехом. А мы должны учиться их не осуждать, а прощать. Недаром Господь говорит нам: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Будем же молиться за тех, кто нас осуждает, и старься помочь ближнему своему. Но делать это без осуждения, а лишь только с любовью».