И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
(Лк. 2:10-14)
Вырубив заранее прорубь в речке Конке, они пришли за ним в Рождественский Сочельник, 6 января 1918 года. Трое вооружённых односельчан вошли в дом и сказали: — Собирайся, поп. Поедешь с нами. Отец Михаил не стал ничего возражать. Он уже ожидал этого момента. Ему давно угрожали расправой, запрещали служить, искали, к чему придраться. Батюшка терпеливо переносил притеснения от ревностных приспешников новой власти.
— Куда же вы его забираете? — всполошилась супруга, матушка Ирина.
— Куда надо, туда и поедем.
— Куда батюшку Михаила — туда и меня забирайте.
Их связали и повезли к проруби. Повязали на шею камни, приказали:
— Крест на реке погружал, а теперь, давай, сам погружайся.
Помолившись и перекрестившись связанными руками, прыгнул в воду. За ним — супруга.
Только поздней весной жители села Водяное смогли тайно предать земле останки мучеников. А память об их жизни, служении и исповедническом подвиге сложили в сердцах своих, поведали потомкам.
7 января 1943 года. Раннее утро. В храме на околице города священник и несколько старушек завершали праздничную Литургию. Вдруг предрассветную тишину разрезала автоматная очередь.
— Деточки наши! — вскрикнула одна из женщин…
В тот день везли на расстрел ДОПовцев из Знаменки вместе с организаторами антифашистского сопротивления в городе Никополь.
Обречённым на смерть удалось остановить машину и устроить побег. Однако ехавшие позади конвоиры вдогонку расстреляли измученных пытками и холодом беглецов. Никому не удалось избежать приговора. Даже тех, кто скрылся от ареста, вскоре нашли и уничтожили. Светлая им память.
Когда же нам отмечать Рождество: 25 декабря или 7 января? Сколько блюд поставить на стол? Что говорить друг другу в этот день? А вы будете купаться в проруби на Крещение? В какие дни колядуют, а когда щедруют? Можно ли девочками приходить утром на старый новый год поздравлять? Во что нарядиться для колядок?..
Эти и еще десятки других вопросов вдруг возникают в канун Рождества и Святок. А главный то и не задаём себе:
— А что мы, собственно говоря, празднуем — красивую традицию или исповедание веры? Веры в то, что сбылась тысячелетняя мечта всего человечества — в мир пришел Спаситель! Пришел маленьким ребеночком. Родился под землей, в пещере, в обществе овечек и бычков. Поскольку не нашлось Ему места в наших домах и наших сердцах. Не нашлось тогда. Зачастую, не находит Он места в нашей жизни и сейчас.
Так что же мы тогда празднуем? Очередной повод сладко покушать? Или, все таки, великую встречу с Ним. Встречу простых пастушков и мудрецов с востока, принесших дорогие дары Ему, как Царю и Господу своему, обреченному на жертву за наши с вами грехи. А что мы принесли Ему? Суету и неопределенность: что же выбрать, как подать, с кем и где встречать?
Был ли выбор у отца Михаила и его супруги в тот памятный сочельник? Только один: — Со Христом или без Него? Они его сделали и шагнули в вечность. И теперь мы вспоминаем их как молитвенников о нашем родном крае.
Батюшка Михаил считался лучшим проповедником во все Мало–Знаменском уезде (ныне Каменско–Днепровский район). Проповедником веры Христовой. И дошел он с этой проповедью до конца. До конца жизни земной, ставшей началом вечности. Лично для меня это такой пример Рождественской проповеди, что лучше и словами не скажешь.
Был ли выбор у молодых парней и девчат из Знаменки в те страшные дни войны под оккупацией у немцев? Когда тебя могли расстрелять или повесить не только за то, что ты подпольщик или партизан. А и просто по наговору трусливого полицая или соседа. И можно было спрятаться за печку или на сеновале. Ждать исхода войны. Или подчиниться решению коменданта, что тебя забирают на работы в Германию.
А можно было собраться с духом и решить не сдаваться. Враг будет побежден! И сеять эту веру в других, кто уже потерял всякую надежду. И ведь не ради себя самих это делали. И не только ради идеи торжества коммунизма. Что–то более глубокое, общечеловеческое, было в их делах. На меньшее просто бы не хватило духа, простых человеческих сил.
Сила Духа Любви поддерживала их. Пусть и не вполне осознанно. В каждом человеческом сердце есть этот Дух, этот дар Божий — любовь к ближнему, к другу и товарищу. Шли на смерть за них, не за себя. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). Так заповедал Христос.
И они поступили по заповеди. Так чем же это не проповедь силы Духа Христова? И кульминация исповедничества наступила в день Рождества Спасителя. Может, это простое совпадение. Не суть важно. Только у Бога случайностей не бывает. Я в это верю. Я это знаю…
И вот… опять зима — пора хлопот. Готовимся к праздникам. Столько всего нужно решить и успеть. Что решить? Что успеть?
Что отмечать то будем? И как? С кем? Для чего?
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел…
Где петь-то колядки будем вам — у елки или возле образов? На каком языке? Быструю или медленную? Стишки будем рассказывать и сколько? Кто за кем выступает?
И тут встает самый существенный, на мой взгляд, вопрос: сумеем ли мы увидеть за всей этой суетой и колядками Младенца Христа? Сумеем ли понять, зачем Он к нам пришел? И что Он нам принес со Своим приходом в этот грешный мир?
И что мы Ему принесем в ответ? Какие сокровища сумели сохранить в сердцах для своего Спасителя?
В который раз собираем свою воскреску и идем поздравлять односельчан с Рождеством, нести благую весть, молить Христа о милости:
Все мы согрешили, Спасе пред Тобой.
Все мы люди грешны, Ты один святой!
Прости прегрешенья, дай нам оставленье.
Днесь Христово Рождество!
Знаете, почему-то хочется верить, что вместе со словами колядки в сердцах наших односельчан, как и в в сердцах наших маленьких христославов, вдруг, по милости Божией, проснется этот великий дар — Дух Христов, Дух Любви. Ведь без Его любви все остальное — суета сует, и проповедь наша тщетна, и вера наша мертва.
Господи, «дай мне ноги, чтобы я пришел к Тебе. Дай мне руки, чтобы я обнял Тебя. Дай мне уши, чтобы я слышал голос Твой» (Святитель Тихон Задонский).
Христос родился, славим Его!