На картине Благовещение Джиованниди Паоло темнокрылое божество одновременно парит над двумя событиями: изгнанием из сада Эдема и Благовещением.
Апостол Павел устанавливает связь между Христом и Адамом, когда говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Точно так же, вследствие резкого противопоставления, устанавливается связь между Марией и Евой. Христос был рожден Девой, чтобы то непослушание, которое появилось при встрече со змеем, могло прекратиться точно так же, как и началось. Ибо девственная и беззастенчивая Ева после встречи со змеем привнесла в мир непослушание и смерть. Но когда Архангел Гавриил принес добрую весть, что на Деву Марию снизойдет Святой Дух и Всевышний осенит своим покровительством, она обрела веру и благодать. Мария внемлет Ангелу точно так, как Ева внемлет змею. Благовещение – это два параллельно происходящих события или два символических выражения одного и того же события, которые воспринимаются как противоположные, ибо возникают на разных стадиях развития человеческого эго.
Оба эти события, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, непосредственно касаются жизни и судеб всего человечества, а значит, и каждого из нас.
«А вот как они непосредственно отражаются на нашей жизни, и с кем крепче сохраняется связь, – с Евой или Марией, каждый человек решает сам. Все зависит от его духовной зрелости, от духовной работы и определенных духовных размышлений. В конце концов, это ключевой вопрос нашей веры, нашей жизни. Все, что мы делаем в Церкви, все, что мы делаем в духовной жизни, все заключается именно в поиске ответа. Что дал нам поступок Евы? И что дает нам поступок Марии? Что дает нам сегодняшний день? Грехопадение наших прародителей исказило нашу природу, мы стали смертны. Мы это осознаем, как и то, что из-за этого нам суждено в поте лица своего добывать хлеб насущный и нести тяжелый жизненный крест. Но Благовещение дает нам надежду и уверенность, что этот крест может быть облегчен. Уверенность в том, что с верой возможно всё. И пусть после того, как Мария сказала Богу «да», все пошло не так, как любая мать желала бы для своего чада, любое жизненное зло, которое можно было бы пожелать врагу, стало печатью жизни Христа. Но в то же самое время все пошло именно так, как и должно было быть. В это трудно поверить, но страдания, которые выпадут на долю Божьей Матери и Её Сына начинались со слова: радуйся! Благовещение стало для Марии обретением веры и благодати. Сегодня эта вера привела нас в храм, чтобы мы могли напитаться благодатью Божьей, напитаться радостью для несения нашего креста, чтобы могли услышать благую весть и задуматься, а что же на самом деле для нас важнее: поступок Евы или смиренное решение Марии? Какая жизнь для нас дороже: физическая или духовная, временная, земная, наполненная скорбями и проблемами или вечная, в райских обителях? Пусть даже жизнь земная будет измеряться сотней лет, – она имеет предел, жизнь же вечная предела не имеет. Праздник Благовещения для нас – это вновь звучащий ключевой вопрос: мы принимаем благую весть или нет? Осознаем ли мы, что когда с нами Христос, что все невзгоды преодолимы? А если нет, то снова скорбь, ропот и отчаяние, а значит, духовное самоубийство, потому что человек не верит Творцу и поддается искушению дьявольскому, как это произошло тогда в Эдемском саду.
Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса. Проще говоря, в раю случилось предательство. Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле. Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе. Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально – передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы – дьявола. Всю жизнь мы слышим как Благовещение, так и антиблаговещение. Если Христос через Благовещение нас обожествляет, то антиблаговещение превращает нас в скотов бессловесных. Но если в нас есть вера, если есть преданность Богу, то когда мы зададим Ему вопрос: «Господи, если бы Ты был здесь, мы бы не умирали», мы услышим слова Спасителя: «Я здесь. Вы не умрете».
Поздравив свою паству с праздником, Владыка пожелал, чтобы путь в Царствие Небесное, начавшийся для человека с Благовещения никогда не прерывался.
«Мы стоим с вами на этом спасительном пути. Не случайно во время сегодняшнего богослужения мы слышим слова, что сегодня – начало нашего спасения. Мы приняли эту весть, приняли эту великую радость, услышали это неслыханное «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Так пусть же эта радость никогда не покидает нашего сердца, придавая нам все новые и новые силы для уверенного шествия по спасительному пути, ведущему в Царствие Небесное».