В ней он, в частности, предостерёг от искушения банальную человеческую трусость пытаться оправдать добродетелью смирения.
«Трусу свойственно оправдывать себя чувством смирения, — сказал Его Высокопреосвященство. «Мол, кто я такой, — думает он, — чтобы быть чем–то недовольным и демонстрировать свою непримиримую жизненную позицию. Если бы так рассуждал Андрей Критский, он никогда бы не выступил против императора- иконоборца. И никогда бы не удостоился от Господа венца вечной славы. Он не мог спокойно жить, видя, как император и его верные слуги распространяют ересь. Для нас он был и останется примером того, что настоящий христианин не может быть трусом. Да, все мы живые люди. И у каждого могут быть слабости, из–за которых нередко мужество нам изменяет. Нам порой кажется, что лучше «подставить другую щеку», чем дать отпор еретику. Христианин может испугаться, но он не должен быть трусом. А для этого необходимо научиться сочетать мужество и смирение. Необходимо, как учит нас апостол Павел, перестать стыдиться «свидетельства Господа нашего Иисуса Христа». В наше время часто приходится слышать выражение «я никому ничего не должен». Но, как же на самом деле, должны мы кому–нибудь или нет? Апостол Павел, рассуждая о своих взаимоотношениях с Богом, и о том счастье, которое Бог ему подарил, сказал следующие слова: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во–первых, Иудею, потом и Еллину». Мы, к сожалению, стыдимся свидетельствовать о Христе. И вовсе не из–за собственной трусости. Просто в какой–то момент человек почувствовал, что ему стало удобно так жить. Это стало нормой. Но кто устанавливает эти нормы? Если мир катится в тартарары, то это не может считаться нормой. Современный мир дрожит и трясётся от страха. А этимологией слова «трус» как раз и является глагол «трястись». Он трясется от страха, потому и ищет вечно виноватых. А сила человека проявляется в том, что он никогда не ищет виноватых. Сильный, смелый человек ищет Бога. И именно Бог помогает ему смиряться. Иными словами, смирение и мужество слова синонимы. Сильный человек не станет оправдывать свою нерешительность тем, что он христианин, а значит, должен смиряться. Он всегда выступит против несправедливости как в отношении отдельного человека, так и в отношении Матери–Церкви. И уж тем более никогда не станет стыдиться «свидетельства Господа нашего Иисуса Христа».
По словам владыки, отношения, построенные на страхе, рано или поздно приводят ко греху.
«Наш мир материален. Поэтому человек привык не жить, а ощущать жизнь. Если он чего–то не ощущает, значит, этого и вовсе нет. Если он ощущает комфорт, материальное благополучие, значит, это существует. Если же человек не чувствует доброты, милосердия, любви, то это, на его взгляд, всё выдумки, и этого не существует. Стоит ли удивляться тому, что всевозможные фобии и страхи становятся нормой современной жизни. Такое положение вещей этот материальный мир полностью устраивает. Во–первых, человеком, который боится легче всего управлять. А во–вторых, ему можно продать огромное количество лекарственных психотропных препаратов. Но есть другой мир — мир духовный. И беда наша в том, что мы пытаемся перенести наши отношения с миром материальным, на мир духовный. Мы должны понимать, что если мы идём по жизни со Христом, мы — Христовы. А значит, мы не должны быть трусами».