Обращение Высокопреосвященнейшего Луки, Митрополита Запорожского и Мелитопольского в связи с трагической гибелью младенца.
Добрый день, Дорогие друзья! Сегодня я пригласил вас по поводу тех событий, которые происходят на нашей Запорожской земле, и хотел бы начать свое выступление со слов святого Паисия Святогорца, известного старца 20 века. Однажды старец, встречаясь со своим духовным чадом на вопрос: «Почему в канун великих праздников враг рода человеческого по-особому ополчается на православных христиан?»; улыбнувшись, ответил ему: «Неужели ты не понимаешь? Приходит Господь, приходит Божья Матерь, святые угодники и дарят всем тем, кто к ним обращается, свою великую милость. Будет ли это угодно диаволу? Конечно же, нет. И, поэтому, он старается между православными христианами посеять всякую вражду и всякую ненависть. И, действительно, мы становимся свидетелями, как на нашей земле, это все происходит. Мне бы хотелось напомнить всем, что Церковь это не социальный институт, который живет сегодняшними политическими настроениями, современными социальными нормами. Церковь живет по таким законам, которые были установлены в 1-ом веке на апостольском соборе. То есть мы соблюдаем те каноны, которые установлены Церковью и проверены временем, проверены веками, проверены различными социальными строями. Поэтому священник не имеет права нарушать каноны, это строго запрещено. Что бы мы понимали: человек преступает закон, что его ждет? Его ждет наказание, которое определяет человеческий суд. В зависимости от тяжести преступления, та или иная мера наказания. Например, смертная казнь. Раньше она была распространена повсеместно, в некоторых государствах осталась и сей час, у нас, в связи с демократизацией уголовного законодательства, смертная казнь запрещена. Это пример изменения человеческих законов, но если светский закон можно изменить, то церковный закон не имеет права изменятся. Кто есть судья для человека? Для священника судья есть Бог. Мало того, еще из Ветхого Завета мы знаем, что не только человек может быть наказан Богом, но могут быть наказаны его родственники, его потомство вплоть до седьмого колена. Поэтому, чтобы избежать наказания своих родственников, священник не имеет права нарушать закон. Я хочу задать Вам вопрос: «Кто хочет, что бы его дети, внуки, правнуки страдали? Я думаю, никто не хочет». Современная мораль или сегодняшние человеческие ценности и каноны Церкви — это несоизмеримые понятия. Это, все равно, что применять законы Ньютоновской механики к миру квантовой физики. Они не применимы, точно так же не применимы законы современного общества к законам Церкви.
Я хочу выразить соболезнование родителям погибшего ребенка. Мы скорбим, священник, который отказал в совершении отпевания расплакался, когда все узнал. Почему? Потому что ребенок не являлся членом Церкви. По канонам ни один, ни второй священник не имел права его отпевать. Поэтому никаких канонических нарушений священники не совершили. Когда я просматривал материалы, связанные с данным инцидентом, то не нашел ни одного упоминания, как же звали мальчика. Его звали Евгений, но ни в одной публикации не было призыва молиться о нем. Я хотел бы призвать все наше духовенство к молитве. Благословляю всех келейно, не на проскомидии, не во время Божественной Литургии, молится о трагически погибшем младенце Евгении в течении 40-ка дней.
Еще одно событие связанное с данной трагедией. Журналисты подъехали к храму Иоанна Кронштадтского, самостоятельно разложили несколько кукол. И заявили, что люди присоединяются к флеш-мобу. Я обращаюсь ко всем. Дорогие мои! В память о младенце Евгении приносите в храмы игрушки, сладости мы их раздадим воспитанникам детских домов, ребятам из малоимущих семей. Это добрая христианская традиция. Это то, что необходимо делать родственникам и близким в случае, если умер некрещеный человек. Да, мы не можем совершать поминовение за Божественной Литургией об этом человеке, но можем молиться келейно и совершать добрые дела, раздавать милостыню в его память. Я обращаюсь ко всем. Давайте творить добрые дела в память о младенце Евгении.
Еще один момент, на который я хотел обратить ваше внимание, это та трагедия, которая происходит в нашем обществе. Это обман, на который, так скажем, поддаются наши граждане. Я бы хотел отметить что ни одна Православная Церковь: ни Иерусалимская, ни Константинопольская, ни Румынская, ни Американская – ни одна Православная Церковь не молилась бы и не отпела этого ребенка, потому что он не был членом Церкви.
Сейчас религиозно-политическая организация, которая называется «Киевский Патриархат» обманывает людей, они не являются церковью, а являются религиозно-политической организацией. Церковь, как я уже сказал, этот богочеловеческий организм, который наполнен Божественной благодатью. Киевский Патриархат лишен этой Божественной благодати.
В эти скорбные дни, которые сейчас переживают родители, я призываю всех молитвенно поддержать их. Нам всем задуматься о том, чтоб в наших семьях не было таких трагедий. Конечно, можно винить ритуальные службы. Они халатно отнеслись к организации похорон, взяли деньги, а уточнить нюансы поленились. Пусть это будет на их совести. Вот это проблема: люди обращаются не в храм, а обращаются в ритуальную службу, а там что происходит, это темный лес. Священник или регистратор в храме всегда спросят, был ли он крещен, и где был крещен, в каком храме.
Призыв священника — это молитва, что мы и делаем, это защита людей от религиозной ненависти.
Что касательно того, что я похвалил священника, как написало одно издание, то я просто дал оценку, что он поступил правильно, согласно с канонами Православной Церкви. Где здесь похвала? Вот это передергивание фактов несет за собой всплеск ненависти, который мы видим сейчас. Кому хорошо, что люди в канун Рождества Христова испытывают вот такую злобу и ненависть друг другу? Поэтому я обращаюсь к вам, к СМИ. Давайте говорить правду, давайте не будем подаваться на уловки диавола. Пример, белый халат наденет человек, который не имеет диплом, эдакий Доктор Пи. Как он может лечить людей, не имея медицинского образования, но к нему идут. Он помогает людям? Он людей убивает. Вот точно так же и самозванцы лишенные всякой божественной благодати приводят людей к погибели. Я четко хочу сказать, где есть опасность подлога. Есть организация, которая называет себя «церковью», а есть Церковь. В чем отличие? Отличие не во внешних признаках, а во внутреннем содержании. Это наличие благодати. Вот здесь, кстати, я хотел подчеркнуть сущность сепаратизма. Родители погибшего младенца попались на крючок церковным сепаратистам. Что такое церковный сепаратизм? Есть материнский организм, сепаратист откололся от организма. Мало того, сепаратист начинает выступать против материнского организма. Сепаратист не признается ни одной страной мира. Кто признает «КП» в мире? Никто. Это люди, которые отпали от Вселенской Церкви. Мы рассказываем об этом своим прихожанам. И вот сегодня я прошу вас, помогите нам говорить правду, не передергивая фактов. Говорить, что есть церковные сепаратисты, и есть те, кто к ним обращается. Это их право, но они должны знать, что ввергают себя в страшные страдания. Страдания духовные.
Я обращаюсь ко всем украинцам, будьте осторожны и внимательны и знайте, что Божественная благодать всегда немощные врачует и то, что оскудевает восполняет. Не отворачивайтесь от этой благодати. А Господь покроет все своей любовью.