×
Среда, 08 Мая 2024
ап. от 70-ти и ев. Ма́рка;
прп. Сильве́стра Обнорского;
прп. Васи́лия Поляномерульского;
сщмч. Се́ргия Рохлецова;
Икон Божией Матери: Цареградская, Касперовская.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/voprosy-protoiereyu-igoryu-ryabko
20 Июня 2015 г

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

ВОПРОСЫ протоиерею Игорю Рябко

1. Как относится к рок-музыке? С недавнего времени под влиянием внецерковного окружения (школа и т.д.) мой сын начал проявлять интерес к року. С детства я старался приобщить его к Церкви и ему это всегда нравилось, да и сейчас нравится. Но рок-музыку он все же слушает. Как мне быть в такой ситуации? Как совместить несовместимое?

Каждый подросток проходит свои этапы роста, взросления и осмысления мира. И на этом пути есть свои виражи обрывистые повороты. Я думаю что будет не правильно если мы своим житейским опытом будем прокладывать ему другой, менее опасный с нашей точки зрения путь. Интерес к музыке, в частности к року, для мальчика наверное столь же естественный как игра в войну, или футбол. Наоборот было бы странно если бы он начал слушать «ласковый май» или еще чего похуже. Мальчишеское проявление мужественности находит свое выражение в том числе и в увлечении жесткой, динамичной, «дикой» музыкой, которая выражает его стремление к динамике ритму, движении. И это говорит лишь о том что он «музык» а не «баба». Вот если девочка увлекается роком вот это уже аномалия на мой взгляд. Здесь нужно только уже внутри этого музыкального явления провести границы и этические различия. Есть разный рок. Есть рок наш и чужой. Есть рок околецерквоный, а есть антицерковный. Само явление рок музыки возникло как протест против  гламурного , елейного гедонистического  мира, для которого комфорт и наслаждение является главной житейской ценностью. Протест который отвергает главные ценности мира «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую». Но призыв переосмыслить базовые ценности мира означает найти им замену, дать новые другие ценностные ориентиры. Вот здесь пути внутри рока расходятся иногда по самым крайним полюсам. От призыва к сатанизму, разрушению, анархии и еще большего порабощению гедонизму,  сбрасывающего все рамки приличия и условностей цивилизованного мира с одной стороны, до призыва к покаянию, обновлению и переосмыслению своей своего жизненного пути на пути к Богу. Конечно вот таких вершин ярко выраженный в роке мало но они тоже есть. Одно дело когда ребенок слушает ДДТ, а другое когда он слушает «король и шут» В детстве и юности я тоже увлекался рок- музыкой, правда я был абсолютно не церковный человек, но думаю что боятся этих проявлений не нужно. Будет значительно хуже если вы будете через запреты и наложение табу только делать запретный плод еще более желательным и привлекательным. Это прививка мира которой наверно нужно переболеть и получить иммунитет, и если процесс пойдет «как всегда» то это со временем пройдет как это увлечение пройдет как и многие подростковые увлечения, характерные для определенных стадий душевного роста

2. В творениях св. отцов Церкви говориться о трех видах страха Божия. О страхе раба, наемника и любящего сына боящегося оскорбить Отца. Акцент делается на том, что первые два вида страха несовершенны и тот, кто не сможет превзойти эти два вида страха не сможет во всей полноте соединиться с Богом. Я все это понимаю и принимаю, но все же очень трудно отделаться от мысли, — а вдруг Бог накажет если то-то и то-то не сделаешь, не вычитаешь правила, не сходишь в Церковь и т.д. Этот страх мне часто мешает, ведь молиться, ходить в Церковь, творить добрые дела мы должны не из-за страха, а по любви к Богу и людям. Как преодолеть в себе рабский страх перед Богом?

Совершенная любовь изгоняет страх- учит нас Священное Писание. Вопрос как избавиться от страха равнозначен вопросу как приобрести совершенную любовь. В своих отношениях с Богом человек проходит те же этапы становления что и ребёнок в отношениях с родителями. Поначалу он боится нарушить волю родителей, потому что будет наказан. Он выполняет их заповеди исключительно потому, что боится получить ремня. По мере взросления он уже не только боится родителей, но и в значительно большей степи хочет заслужить похвалы или поощрения. Это стадия «наемника». Поэтому он может «неожиданно» поубирать в доме, вымыть посуду, исключительно из желания получить похвалу. Но когда ребенок вырастает его желанием проведать родителей в селе должно двигать не отсутствие картошки в кладовой и не факт получения родителями пенсии,  а любовь. Человек приходит от стадий раба и наемника к возрасту любви тогда когда он научается видеть то, что раньше не видел. Если раньше весь его мир был разделен на два лагеря Я и НЕ Я, то потом он научился видеть что есть другой и этот другой его любит. И больше той любви которую имеют родители к детям на земле найти трудно. Понимание этого факта осмысление его в процессе жизненного опыта понуждают этого ребенка уже любить родителей ответной сыновней любовью в страхе оскорбить святость родительской любви. В отношении в Богу то же самое, и единственное замечание в этой аналогии это то, что если родители действительно наказывают нас из желания любви то Бог даже этого не делает. Он просто любить нас, своей бесконечно жертвенной любовью. И если мы уходим от него, то не Бог, в котором нет ни тени перемен, наказывает нас, а мы сами повергаем себя в страдательные состояния, потому что удаляемся от Бога, источника всякого блага. Это воспринимается нами как наказание. И когда мы опять через покаяние возвращаемся к Богу, мы входить в область его любви и это воспринимается нами как благо. Но Бог бесстрастен и неизменяем, может меняться только наше отношение к Богу. (Макарий Египетский) А у Бога одна забота «Миловать и миловать» (Феофан Затворник). Если вздуматься в аналогию с отношениями родителей и детей то я думаю что приобретение любви и изгнания страха должно приобретаться нами на пути деятельного богопознания, через деятельный молитвенный труд и размышления. Размышления о той величайшей Любви которая явлена нам на Кресте. Если мы будем не просто поститься в среду и пятницу потому что положено, а понимая почему мы постимся, потому что это дни когда была попрана, и распята высшая правда и высшая Любовь.  Если только вдумчиво и осознано вдуматься в то, Кто был распять на Кресте. Творец мира, Художник Вселенной, который мог все. Стереть Космос в пепел, перерисовать его, сделать все что угодно, но он согласился мучиться, болеть, умирать , терпеть по своему человечеству все то что только было возможно человеку из страданий ради одного — ради того что его Любовь такова что все готова отдать ради нас. И ради кого? Ради тех кто его распинал, был и всячески издевался над Ним. Если вдумываться сердечно и глубоко о то что нам открывает  о Боге Евангелие, то мы захотим и возжелаем всем сердцем отдать Богу ответную любовь хоть в какой то мере, хоть то что мы можем по нашим немощным силам. Мы сами захотим сораспинаться со Христом, и сострадать вместе с Ним ради того что бы хоть немного быть достойными той Любви которую он нам дает в своей Смерти и в своем Воскресении. Для этого нужно научиться увидеть Бога в его любви, как мы видим и родительскую любовь. И ответить Ему на Его любовь, так же как и мы отвечаем на любовь родителей к нам.

3. Можно ли работать в субботу и воскресные дни, а также в дни праздников и дни светлой седмицы? Я живу в сельской местности и здесь летом вообще нет выходных. Праздник не праздник, а скотину нужно кормить, огород обрабатывать. Ко всему этому прибавляются еще и домашние дела, так что нереально даже один день ничего не делать. А тут еще церковные бабушки постоянно твердят, что если в праздник будешь работать в огороде, то там ничего не вырастет. Однако, праздников и воскресений в году набирается очень много… Вот так и мучаешься: с одной стороны надо бы всё бросить, а с другой нужно работать. Как быть?

Декалог который был дан Богом Моисею на горе Синай, говорит о том что один день из семи дней недели нужно посвящать Богу. Это тот день который «Господу Богу твоему». Всей работы переделать не возможно, она как Ленин при коммунизме была есть и будет. Но есть дни и время регламентированное Богом, которое нужно посвятить самому главному- заботе о спасении своей души. Если мы этого делать не будем, то мы окончательно зароемся в землю и опустимся на колени с которых уже никогда не встанем. Я думаю что Бог не оставить человека если он будет свято чтить его заповеди. «Ищете прежде всего Царства Божия и Правды Его, а остальное приложится вам»..учить нас Священное Писание. Грех не в том, что мы будем работать, и работа никогда не была грехом. Грех в том что работу, и заботу о земном мы размениваем на заботу о небесном. Оправдание о необходимости труда, особенно в сельской местности, является не более чем оправданием. Из семи дней недели, каждый по 24 часа, посвятить 2-3 часа на службу Богу в день Воскресный вполне возможно. Этот миф о невозможности такой жертвы легко рассеивается наприме, когда человек заболеет. Он находит время и возможность на то что бы лечиться, лежать в больнице и как то разруливать свои сельскохозяйственные заботы, потому что призван к этому житейской необходимостью.  Я думаю что найти 12 раз в году возможность, прийти на пару часов в храм на двунадесятные праздники, и посвятить из семи дней раз в неделю, те же несколько часов Богу вполне возможно. Так всегда жили наши предки, на этих традициях и устоях было воспитано крестьянство. И никто эти традиции не оспаривал и не нарушал кроме пришедшей безбожной советской власти. Тем более что нужно это прежде всего не Богу, а нам. Не Бог, а мы, нуждаемся что бы Благодать Божия коснулась нашего сердца. Если бы нам сказали что мы будем получать по 1000 долларов каждый раз когда будем приходить к сельской ферме и смотреть не отрываясь на местного племенного быка. Этого факта, засвидетельствованного независимыми наблюдателями, будет достаточно что бы к  полудни получить наличкой тысячу баксов. Я думаю, что в селе не осталось бы ни одного равнодушного, кто бы не посетил ферму в день воскресный и не умилялся бы видом родного бычка. Да наверное, можно сделать и посул поменьше и потребовать и усилий побольше что бы получить какие то земные блага и на это бы нашлось немало желающих. Но ведь только вдумайтесь в то что мы может получить в день Воскресный в храме. Это то что Иоанн Златоуст назвал «лекарством бессмертия» то что нам дает блага не временные, которые мы все равно потерям, а вечные. Мы можем совершенно бесплатно получить то, что даст нам возможность в Боге и с Богом жить вечно. Что может быть важнее и желаннее? Неужели это не стоит тех малых усилий, которые от нас требуются. Как мы иногда бываем неблагодарны и не ценим того что Бог нам дает? Распятие, пытки, смерть, страдания все сделано «нас ради человек и нашего ради спасения..» а мы часто бываем похожи на тех неблагодарных званных на брачный пир гостей, которые предпочли заботы о поле и волах, более значимыми чем тот пир на которых их звал не кто ни будь а сам император. И заплатил он цену за этот нужный не Ему, а нам пир, своей Кровью. Стыдно и горько может быть за ту неблагодарность и черствость которую мы проявляем по отношению к жертве Христовой.

4. Что больше милостыня на храм или помощь ближнему? Как-то при закладке храма услышал, что милостыня на храм больше той милостыни, которую мы жертвуем ближнему, мол храмы они для всех, а помощь можно оказать только немногим. Но ведь в Евангелии четко сказано, что выше помощи ближнему ничего нет и что Бог в нерукотворных храмах живет. Как совместить услышанное с тем, что сказано в Новом Завете? И вообще можно ли в данном случае говорить о том, что больше, а что меньше?

Я думаю что не нужно здесь противопоставлять одно другому. С одной стороны помощь ближнему это помощь Богу. То что мы даем другому, то мы делаем Богу. И суд Божий будет как раз по этому признаку, как говорить нам притча о Страшном суде. С другой стороны, строительство храма делает наши денежные вложения вечными. Каждый раз во время службы мы молимся о строителях и благоукрасителях храма, и сколько будет стоять храм сколько и будет возносится молитва о тех людях которые участвовали в его строительстве.  Поэтому такое вложение средств, например преподобный Амвросий Оптинский считал более надежным и правильным. Если будет необходимо делать выбор, между экстренно необходимой помощью ближнему, или помощью на строительство храма, нужно однозначно, предпочесть помощь ближнему. Если же такой экстренной и жизненно важной помощи оказывать не нужно, то строительство храма будет достойным проявлением нашей любви к Богу, который хотя и не живет в рукотворных храмах, но предпочел именно храм избрать своим особым местом пребывания. Он живет везде, но именно в Скинии завета являл Иудеям свои откровения. И храм, который построил Соломон был особым местом, где почивала Благодать Божия. И слова которые вы цитируете, были сказаны Соломоном при освящении храма, и нужно читать то что он говорил дальше, а не цитировать их так как делают сектанты, на полу фразе доказывая свои еретические убеждения.

5. Я всегда считал, что в Православной Церкви нет учения об  обязательной десятине, т.к. христианское учение выше иудейского законничества и нам христианам нужно просто стараться любить всех людей и по силам помогать Церкви и людям. Но вот как-то услышал мнение о том, что тот, кто не платит десятину  Церкви — ворует у Бога (при этом приводилась цитата из Библии). Так ли это?

Десятая часть дохода должна посвящаться Богу. Такое было благословение Божие явленное в ветхозаветных постановлениях. Когда христианство пришло на Русь, то многие люди придерживались этой традиции. Мы знаем что в Киеве была так называемая десятинная церковь,которая была построена на десятую часть доходов князя. Позже эта традиция уходит, но пожертвования на содержания храма были всегда священными. По логике устава храм и притч должен содержатся на пожертвования жителей той местности в которой храм находится. Я думаю что если христианин будет придерживаться этой традиции, то, по крайней мере, грехом это не будет. Другое дело что такое далеко не всегда возможно. Ведь не редко в наши дни бывает так что человек и сам еле еле сводит концы с концами, и с большим трудом может прокормить свою семью. Поэтому эту норму жизни церковь отдала на рассуждение нашей совести и благочестия. Величина пожертвований, их количество должно быть в согласии с возможностями христианина. В десятину посвященную Богу может входить не только денежное пожертвование на храм. Сюда бы я отнес и любые формы благотворительности и доброделания направленные на помощь ближнему. А если не хватает средств, то Бог в силе и намерения и желание принять как за осуществимое дело. Кроме того если не достает возможности оказать материальную помощь, то это можно всегда компенсировать молитвенным трудом и духовным деланием, которое всегда мы можем применить во славу Божию.

6. Святые отцы оплакивали свои добродетели как грехи, потому что видели, что все дела человеческие так или иначе смешаны с грехом. Но не слишком ли это упрощенный взгляд на вещи? Так ведь недалеко и до отчаяния?

Нет в этом нет никакого упрощения. И здесь нет никакой связи с отчаянием. Любое доброе дело, так или иначе окрадывается или тщеславием, или гордыней. Даже если это дело произошло помимо нашей воли, например украли кошелек и получилась как бы невольная милостыня, то все равно оно будет смешано с унынием и злостью. На самом деле нам нечем гордится и бахвалится, даже если у нас у будут так называемые добрые дела и подвиги. Уныние как раз и получается когда мы лепим идола из самих себя. Когда наше желание стать совершенным и святым не совпадает с нашей немощью и нашей возможностью. Если мы внимательно причитаем Евангелие то увидим что спасаются как раз грешники, которые увидели и осознали себя таковыми, и от этого покаялись и смирились. А праведники, которые были довольны сами собой, исполняли все из закона и гордились тем, что они не такие как все, а лучше краше и свяче других- погибали. Потому что и Бога уже видели своим должником и других презирали за то, что они не такие хорошие. Бог спасает человека не  за его заслуги и подвиги, а за его смирение и терпение. И главное состояние которое от нас нужно, это сердце сокрушенное и смиренное которое Бог не уничижит. Поэтому нужно творить заповеди Божии, но так что бы мы чувствовали себя как «рабы неключимии» не гордясь и не превозносясь от этого. И понимание этого спасает человека от самого страшного греха — гордыни. Отчаяние как раз от этого же греха и происходит. От нашего несоответствия тому идолу которого мы бы хотели из себя слепить. Поэтому и пишет святой Исаак Сирин, что воздаяние от Бога мы получаем не за труды, и даже не за добродетели которые рождаются от этих трудов, а за смирение. Нужно помнить что мы не в силах избавиться ни от одного порока который в нас живет, так же мы не можем приобрести ни одной добродетели. Все это дар Божий. Но в наших силах бороться с грехом, и стараться в приобретении добродетели.

7. Как правильно понимать беседу Христа с Марфой и Марией? Встречал токования, в которых эта беседа трактуется как признание Христом обоих служений, но только служение Марии несколько выше служения Марфы. Но ведь Христос сказал Марфе: «…что ты суетишься?», а суета везде в Священном Писании явно осуждается, например, у псалмопевца, который говорит о том, что: «…подлинно суета всяк человек живущий» и т.д.. Как правильно понять это место из Евангелия?

Служение Марфи и Марии всегда понималось как служение деятельное и созерцательное. И оно должно сочетаться в жизни христианина. Деятельное служение должно перемежевываться с созерцательным и наоборот. Как правило сначала подвижник начинает вести деятельную жизнь, совершая подвиги по усмирению своей плоти, борьбе со страстями, а потом постепенно приходить к созерцательному молитвенному подвигу. В отношении к Евангельскому повествованию, то можно сказать что Господь не упрекает Марфу в ее служении, Он упрекает ее в осуждении, в ту минуту когда она выступает с упреком по отношению к Марии, что та ничего не делает полезного, а только сидит и слушает. Так часто излишняя увлеченность деятельностью, притом полезной и нужной, может быть ущербной для духовной жизни, когда теряется понимание смысла того зачем эта деятельность нужна. Она как раз должна привести к созерцанию Лика Божия сердцем , очищенным от страстей. Так человек может всю жизнь простоять у подсвечника, тушить и ставить свечи, заниматься деятельной уборкой храма, но если это не приведет его к любви к Богу и людям, то труды его будет «суетными» и бесполезными.

8. В вашем фильме о таинстве крещения было отмечено, что традиция давать ребенку при крещении имя отличное от имени, которым его назвали родители при рождении — это ненормальная и вообще необязательная практика. Не мог бы о.Игорь рассказать несколько подробнее о том, как эта практика зародилась в Русской Церкви? Каковы в этом отношении практики в других Поместных Православных Церквях? И как вести себя родителям в том случае если они захотят оставить ребенку при крещении его имя, а священник будет настаивать на том, чтобы дать ребенку при крещении имя отличное от данного родителями?

Изначально никаких святок не было. Люди принимали христианство и крестились во имя Троицы с теми именами, которые у них были от рождения. Как правило, это были языческие имена, часто посвященные тому, или иному языческому Богу. Традиция называть в честь имени святого, зародилась позже, из благочестивого  обычая. Если такой обычай  есть и при том он имеет многолетнюю  традицию, то я думаю что его нужно уважать и ему следовать. Я бы советовал родителям перед тем как крестить ребенка самим узнать есть ли имя, которым они назвали ребенка в святках. Потому что священник и сам может ошибиться, не зная точно все имена. Если же такого имени нет, то нужно поинтересоваться, а возможно есть то же имя но написанное в другой традиции. Многие одинаковые имена звучат по разному у разных народов. Жак — Иван, Богдан — Феодор и прочь. Если же нет такого имени в святках, то я думаю что лучше было бы во избежание дальнейших проблем, окрестить тем именем которое в святках все-таки есть, подобрав или созвучное имя , или имя святого которого в семье по особенному любят и почитают.

9. Можно ли менять духовника? В общине к которой я принадлежу священник практически перестал заниматься прихожанами: он занят строительством храма и тесные отношения поддерживает только с теми, кто способен внести серьезные пожертвования на строительство. Прихожане фактически принадлежат сами себе, в среде верующих стали распространяться разного рода суеверия и обычаи. Многие люди уходят, даже те, кто уже много лет являлись прихожанами общины. Меня тоже мучают сомнения. Как быть? Может это ревность к священнослужителю и искушение, и надо просто перетерпеть? А что, если это уже непоправимо? Есть ли польза от общения с таким батюшкой?

Святые Отцы не однократно писали о необходимости крайней осторожности в выборе духовного руководителя. Смотри что бы ты не попал вместо кормчего к гребцу- говорить Иоанн Лествечник. В выборе духовника нужно руководствоваться теми же критериями что и при выборе врача. Если бы нам представилась возможность то мы бы постарались выбрать врача более опытного и хорошего практика. То же и в духовной жизни, нужно выбирать духовника опытного и мудрого. Я понимаю, что сегодня найти, если не духовно мудрого, то хотя бы рассудительного священника весьма не просто.  В духовной жизни сегодня нужно попытаться стать на трех китах. 1. Это Священное Писание, где мы должны черпать руководство и наставление в жизни духовной. 2 Чтение Святых Отцов, в особенности тех, которые ближе к нам по времени жизни, и по духу. Выбор святоотеческого чтения должен быть глубоко индивидуальным, но при этом нужно читать ту литературу которая была бы приспособленная к нашему образу жизни. Глупо и неверно семейным людям брать себе в руководство поучения написанные для схимников и отшельников. Нужно приспосабливать советы Святых отцов к нашей повседневной жизни. 3. Это совет более духовно опытного руководителя, лучше из духовенства. Именно совет, а не послушание. Совет не обязателен к исполнению, его нужно взять во внимание и исполнять с рассуждением. Возможно что и он будет не правильным и ложным, духовник в этом случае тоже имеет право ни ошибку, поскольку он не знает волю Божию в отношении всех тех вопросов которые вас тревожат. В отношении к тому священнику о котором вы пишете, я думаю что к духовничеству он не имеет никакого отношения. Но это не повод покидать общину и уходить от неё. Бог не зависимо от нравственных качеств священника совершает его руками таинства. И причастие и исповедь действенно и действительно не зависимо от того какой священник его совершил. Лишь бы он был в лоне Церкви Христовой и не под запретом. А вот что касается духовного окормления, я бы посоветовал поискать другого священника.

10. Меня смущают наши престольные праздники, а точнее те застолья, которые устраиваются после службы. Слышал, что в древности христиане не устраивали пиршеств, а собирали еду и деньги для помощи бедным и этих бедных кормили в дни праздников. А у нас столы ломятся от вина и яств. Многие, чего греха таить, выпивают лишнего, тут же празднословие, смех. После таких застолий меня мучает совесть. Спрашивал у наших женщин зачем они ходят? Сказали, что такое застолье почти приравнивается к причастию (мол, агапа — трапеза любви). Что-то мне в это не верится. Да еще недавно один мой знакомый показал Правило 42 (51) святого Карфагенского Собора о том, что застолья в ограде Церкви запрещены. Как быть? И если это явление такое ненормальное, то почему оно так распространено у нас?

В любой добродетели нужно придерживаться середины. Крайности всегда греховны. Совместные трапезы после литургии там где это возможно, применять нужно и полезно, поскольку они будут способствовать единению общины, совместной дружбе, взаимопомощи и поддержке.  Я не вижу других вариантов единения и общения прихожан как только в этих собраниях и совместным трапезах. Собственно в этом и была цель Агап. И неправильное их употребление и послужило поводом для соборного обсуждения. Эти совместные собрания должны нести духовный смысл, трапеза должна быть сдержанной и скромной. Духовные беседы, нужды общины, обсуждение каких то вопросов взаимопомощи, и духовной жизни,  должно быть главным содержанием бесед, а не праздное времяпровождение и светская ненужная болтовня. Считать что подобные застолья можно приравнивать к причастию граничат с ересью и кощунством. Помощь ближним и дела милосердия не противоречат совместным трапезам, но любые даже самые хорошие начинания могут быть испорчены неправильной традицией. Если за трапезой практикуется просто светское застолье и празднословие, граничащее с пьянством, если в ней культивируются страсти вместо добродетелей, и эти трапезы смущают ваше сердце и вы чувствуете вред для своей души, то лучше на них не ходить. Но при этом воздерживаться от осуждения тех людей которые на них ходят.

11. Слово «акафист» означает — радостное моление (поэтому там везде и поется «радуйся»). Но вот недавно услышал о том, что существует «заупокойный акафист». Правда это или нет? И если это правда, то чему мы там должны радоваться?

Слово «Ака́фист означает буквально с греческого неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют не садясь. Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему. Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи. Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. К 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов. Действительно есть «Заупокойный акафист» Есть «акафист за единоумершего» Их структура составлена так же как и остальных акафистов. После кукулия (шапки) следует 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков). Радоваться или печалится на молитве зависит от внутренней настроенности и от молитвенных прошений которое содержится в Акафисте, а не от его названия.

12. Должен ли христианин заниматься политикой? Первые христиане жили среди языческого мира и в политической борьбе не участвовали, а принимали ту власть, которую Бог дал. На мой взгляд, озабоченность политикой  есть проявление нашей греховной, страстной натуры и зацикленности на мирских, бытовых проблемах. Фактически это забота о том, что есть, пить и во что одеться, а не о Царстве Божием. Кажется, что люди (даже многие православные) всё же ждут устроения Царства Божия на земле, хотят пожить всласть. Но ведь это будет не Царство Христа, а царство антихриста. Или я ошибаюсь?

Отношение Церкви к политике получило свою оценку в таком важном соборном документе как «Основы социальной концепции РПЦ» Там есть специальный раздел посвященный этому вопросу. Суть постановления церкви сводится к нескольким тезисам. Священнослужители не должны брать участие в предвыборных процессах, агитации и т.д. Не должны выдвигать свои кандидатуры. В то же время мы имеем право участвовать в народных волеизъявлениях путем голосования. Так же подчеркивается что История Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений. Участие в социальной жизни иногда и нужно и полезно. Но при этом не нужно забывать что мы перехожане на этой земле. И наше отечество не здесь. Самый главный выбор в своей жизни мы уже сделали. Мы выбрали Христа. Теперь нужно за ним следовать и не увлекаться мирской суетой и политическими играми. Люди на самом деле разные и ждут они разного, по этому  я бы не стал на вашем место все обобщать. Но в целом я согласен с тем что нужно искать небесного а не земного. И быть увлеченным в политику не стоит, за исключением тех случаев когда это продиктовано социальным служением или гражданским долгом .

Комментариев нет

Читайте также

«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

6 мая, в Свято–Георгиевском  храме Запорожья прошло торжественное богослужение по случаю престольного праздника — в честь великомученика Георгия Победоносца: отслужен молебен с акафистом, Божественная литургия и крестный ход.

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Владыка возглавил праздничное богослужение в четверг Страстной седмицы

02 мая 2024 года, в Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято- Андреевском кафедральном соборе.

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии

24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
08.05.2024
Воскресіння Христове в Церкві Архістратига Михаїла Вільнянського благочиння
08.05.2024
«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
07.05.2024
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
06.05.2024
В Великую Субботу в стенах архиерейского собора состоялось Таинство Крещения
06.05.2024
Пасхальное поздравление для воспитанников психоневрологических интернатов Запорожской области
04.05.2024
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии
04.05.2024
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»
04.05.2024
Запорожский митрополит совершил Утреню Великой Субботы с чином погребения Святой Плащаницы
04.05.2024
Архиерейское богослужение в Великий Пяток
04.05.2024
«Поклоняемся страстям Твоим, Христе»
04.05.2024
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
04.05.2024
Владыка возглавил праздничное богослужение в четверг Страстной седмицы
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95