братья и сестры!
Мы входим во дни Великого поста со словами песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», покаянными словами Великого канона преподобного Андрея Критского: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина: “Господи и Владыка жизни моей… даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”.
Пост — это двери покаяния. Двери, которые ведут нас к Страстной седмице и Светлому Христову Воскресению. Пост — это сорокадневный переход от рабства страстям и греху к служению Богу и ближнему. Пост — это период, когда мы, ограничивая себя в пище телесной, начинаем испытывать голод духовный. Это время, когда иссохшую почву нашей души орошает Божественная благодать, и сердце начинает чувствовать, а разум понимать слова Священного Писания о том, что “не хлебом одним будет жить человек” (Втор. 8: 3; Мф. 4: 4).
Пост для нашего благочестивого народа — это время говения — молитвенной и духовной подготовки к исповеди и причащению. А это значит, что мы должны не только вспомнить о собственных грехах и искренне в них раскаяться, но и собственной жизнью сотворить плоды, достойные покаяния. Плоды же духовные: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5: 22–23).
Пост — это время прощения и поиска меры собственной ответственности за происходящее. “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Лк. 6: 31), — учит нас Господь и народная мудрость. “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом” (Гал. 5: 15), — предупреждает апостол. Пост — не время для ссор и поиска виноватых.
Пост — это освобождение. Освобождение от лишнего, ненужного и пустого, отнимающего драгоценные силы и время, отвлекающего человека от “единого на потребу” (Лк. 10: 42). Это время, когда можно отказаться не только от кулинарных излишеств, но и от покупок предметов роскоши и ненужных вещей, а также ограничить потребление информации о земном и временном, ради Слова Божьего, поучений святых отцов и участия в богослужении.
Пост — это свобода и воздержание. Но не воздержание от добрых дел. “Вот пост, который Я избрал, — говорит Господь, — разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58: 6–7). Пост — это время бескорыстной помощи ближнему и делом, и словом, и молитвой.
Мы вступаем в Великий пост в непростое время не только для всего нашего народа, страны, Церкви и всего человечества, но и для каждого из нас. Многих из нас охватывает страх перед будущим, и уходит, появившееся было, ощущение стабильности. Но, может, это была попытка построить дом не на твердом основании, а на песке? Твердое основание — это сам Христос, который сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6)… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11: 28).
А камень, на котором нужно возводить здание нашей жизни, — это вера во Христа и соблюдение евангельских заповедей, главная из которых — о деятельной любви к Богу и ближнему. И пост помогает нам это понять.
† Владимир
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви