×
Четверг, 02 Мая 2024
прп. Иоа́нна Ветхопещерника;
блж. Матро́ны Московской;
мчч. Фео́ны,
Христофо́ра,
Антони́на;

сщмч. Пафну́тия;
свт. Гео́ргия исп.;
свт. Три́фона;
прп. Ники́фора Катавадского;
свт. Ви́ктора (Островидова), исп.;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/prakticheskaya-antropologiya-o-chelovek
11 Ноября 2015 г

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Пролог

Архимандрит Спиридон Кисляков, проводя миссионерскую работу среди буддистов Сибири, как-то услышал от одного из них, что он не принимает христианство вовсе не потому, что оно ему само по себе чем-то не нравится, а потому, что до того дня, как к ним в Сибирь приехали христиане, дома у них не запирались А вот теперь христиане научили его соплеменников красть, пить и жить развратно [1]. Приблизительно тоже самое говорили загнанные в резервации индейцы Северной Америки на предложение христианских миссионеров принять крещение. Так что же такое с нами случилось, что вместо того, чтобы быть солью и светом миру, мы стали жить «как все»?

Давайте попробуем понять, как структурируется личность христианина в сложной многополярности человеческих отношений, подойдя к этому вопросу системно.

Человек в своем личностном росте развивается в разных сферах жизнедеятельности. Базовыми из которых являются ПРИРОДНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ сфера.

Природная сфера жизни

В ней мы поначалу учимся, как и все животные владеть телом и удовлетворять свои базовые биологические потребности в тепле, защите пище, безопасности, и т.п. Но человек не простое животное, он является мерилом всех вещей [2]. Каждый сам для себя принимает решение о том, чего и сколько ему нужно. Самым страшным, личностно разрушительным фактором в этой сфере человеческой жизнедеятельности может стать гедонизм — стремлением к наслаждению.

В мультфильме «Незнайка не Луне» есть сюжет, позаимствованный из сказки о приключениях Пиноккио. Он описывает ситуацию когда на некий таинственный остров, попадают люди которые купились на рекламу. Человек на этом острове проводит время во всевозможных удовольствиях и развлечениях. Но итогом такой жизни будет гарантирование оскотинивание поселенцев острова. После чего из них делали фарш для приготовления пищи.

Поучительный научный эксперимент был поставлен с крысой, в мозг которой вживили электрод, стимулирующий «центр удовольствия» [3]. Крыса перестала интересоваться всем — даже едой. Она так и умерла — в наркотическом «кайфе», беспрестанно нажимая клавишу подачи тока в «центр удовольствия». Неумение контролировать степень удовлетворения своих базовых потребностей приводила к исчезновению целых этносов. Сытая, изнеженная греко-римская цивилизация закономерно проиграла племенам голодных, непритязательных к быту варварам [4].

Отсутствие контроля над базовыми потребностями вносит деструкцию в душу человека, способствуя ее деградации.

Социально-культурная сфера

Человек относится к той группе существ, которая исключает возможность обособленной жизни. Если ребенок рос среди зверей, то он уже никогда не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе и стать его полноценным членом [5]. Начальный опыт отшельнической жизни среди монахов показал, что единицы могут жить в полном уединении, большинство же деградирует или сходят с ума. Поэтому, уже первые монастыри устраиваются по общежительному типу [6].

В своем развитии человек проходит определенные стадии, которые принято называть этапами переходного возраста. Ключевое слово для каждого этапа — переоценка ценностных установок и ориентиров.

Уже на ранних этапах взросления человек начинает формироваться не только социально, но и нравственно. В определенных жизненных ситуациях ребенку нужно сделать выбор между несколькими вариантами поведения. Например, идя по улице, он впервые находит утерянный кем-то мобильный телефон. Ему нужно сделать выбор как себя повести в данной ситуации.

Этот выбор в будущем станет парадигмой его поведения во всех подобных ситуациях, которые потом будут возникать в его жизни. Поэтому драматичность внутренней духовной борьбы с возрастом теряет свою актуальность, поскольку человек со временем вырабатывает алгоритм поведения в обстоятельствах, которые требуют его нравственного выбора.

Психологи проводили эксперимент, задавая детям разного возраста один и тот же вопрос: «Кто больше виноват? Тот, кто СПЕЦИАЛЬНО разбил одну недорогую старую кружку, или тот, кто разбил НЕЧАЯННО очень дорогой ценный сервиз»? Как правило, дети поменьше склонны были винить того, кто разбил дорогой сервиз, но с возрастом их взгляды менялись, и они стали понимать, что оценивать человека нужно не по поступку, а по намерению. Мотив — это то, что является главной содержательной частью любого поступка.

Само намерение не является первичным продуктом нравственного выбора. Это плод невидимой работы или борьбы, которая происходила в сфере мысли, чувства и воли. Первый зародыш греховного намерения, проявляется в т.н. прилоге, этом фантоме мысли, который начинает стучать в наше сознание с желанием устроиться там на ПМЖ. Если система внутренней безопасности определит в нем врага и не пустит в сферу нашего внимания, то на этом все и закончится. Но, если греховный инстинкт, живущий в душе, придет к начальнику безопасности (нашей совести) и закажет прилогу пропуск, то он попадает в зону внимания человеческого сознания, для более подробного изучения.

На этом, втором этапе, еще есть большая вероятность депортации прилога из сферы наших жизненных интересов. Но, если этого не происходит, то начинается третий, более опасный этап, который у святых отцов называется сочетание. Ум, рассмотрев прилог и найдя его привлекательным, выдает ему зелёную карту и предлагает пройди дальше «по коридору». Там он попадает в область сердца, в сферу чувств и эмоций, с которыми у него начинается услаждение, т.е. интимные, сладостные отношения.

После этого выдворить прилог становится практически невозможно. Коронация прилога, с выдачей неограниченных полномочий действовать по своему усмотрению, у святых отцов называется пленением. Эти пять этапов проходят все наши мысли и желания, в т.ч. и греховные. Разница только в скорости прохождения.

Первый этап, т.е. прилог, сам по себе не является грехом. Не нужно бояться греховных мыслей, которые стучатся в наше сознание. Это лишь пробный выстрел в нашу сторону. Святые отцы учат о том, что мы не можем запретить воронам (греховным помыслам) кружить над деревом нашего мысленного сада, но мы должны следить за тем, чтобы они не свили там гнездо. Источники появления прилогов могут быть самыми разными. Они могут быть как формой нашей собственной мыследеятельности, так и провокацией со стороны врага рода человеческого.

Для человека, растущего в социуме и не имеющего никакого религиозного мировоззрения, главным и единственным критерием различения добра и зла является его совесть.

Совесть

Совесть — весьма загадочное явление для атеиста. Если предположить, что одна из древних обезьян психанула, слезла с дерева, взяла палку и стала ею истово копать, делая так до тех пор, пока не выкопала московский метрополитен (т.е. «труд сделал из обезьяны человека» К. Маркс), то не понятно, на каком этапе трудового развития у нее вдруг возникла совесть?

Религия говорит, что совесть — это нравственный ориентир, данный нам от Бога.

Свидетельством того, что он одинаковый для всех людей, являются базовые общечеловеческие ценности, а также сказки и мифы разных народов мира. Независимо от веры, места жительства и уровня развития, у всех народов понятие трусости, жадности, мужества, доброты, смелости, подлости и прочь — одинаковые. Мы все являемся носителями общих нравственных критериев.

Даже не имея веры в Бога и никогда на задумываясь о Его существовании, человек все равно будет судим по закону, который написан Богом в его сердце (Рим 2: 12-16). Совесть ему будет и судьей и прокурором. Уже при жизни человека может начаться внутреннее судебное разбирательство над душой. Ф.М. Достоевский очень хорошо описал это в своих произведениях.

Стыд

Безнравственный поступок всегда вызывает чувство стыда. Стыд — это показатель духовного иммунитета человека. Когда ОРЗ начинает атаковать человека, то иммунитет реагирует на него тем, что активирует нашу биологическую самозащиту: появляется температура, жажда и прочие признаки того, что организм активно борется. Когда грех входит в душу, стыд начинает бить тревогу, пробуждая чувство вины и раскаяния. И чем сильнее иммунитет, тем оно будет глубже и эффективнее. Это говорит о том, что совесть жива и она стоит на страже души. Но тогда откуда берутся люди с прожженной совестью, потерявшие совесть? Как человек может дойти до такого состояния?

Потеря совести

Отмораживание совести аналогично отмораживанию руки. Когда мы выходим на мороз без перчаток, наши ладони начинают ныть и покалывать. Их инстинктивно хочется растереть, чтобы усилить приток крови, или спрятать в карман, чтобы они согрелись. Тоже происходит и с совестью. Когда человек начинает игнорировать боль от покалывания совести, когда он ее не согревает покаянием, или хотя бы сожалением, совесть начинает постепенно отмерзать. Это происходит не быстро, и не сразу. Шаг за шагом, начиная с малого, человек постепенно приходит к большому злу. Главный закон — потеря совести начинается с оправдания себя в мелочах. Игнорируя боль совести, мы провоцируем отмирание ее клеток.

Эпилог

Живя в социально культурном мире, мы постепенно приспосабливаемся к модели его существования и находим свое уникальное место в сложном узоре общественной жизни. Но человек, в отличие от животного, устроен значительно сложнее. Кроме собственного Я, у него есть множество социальных масок, которые он меняет в зависимости от ситуации. В безднах человеческого подсознания записаны миллиарды моделей поведения, которые он извлекает оттуда по мере их актуализации. Где-то в нас живет тень нашего идеального Я, которое является проекцией замысла Божия о нас самих.

С ней мы себя сравниваем и стремимся воплотить ее в себе. В нас живет генетическая память предков, которая проявляет себя в разных архетипах поведения. Да и то существо, которое мы отождествляем с самим собой и называем своим Я или своей Личностью (Ипостасью), на самом деле известно нам лишь отчасти. Человек не тождественен самому себе. В нас есть такая глубина, которая ведома только Богу. Мы лишь плаваем по узкой поверхности потока наших психических переживаний, над океаном собственной бездонности. И чем больше в глазах человека глубины, тем отчетливее видна печаль на его лице, чем больше в нем мудрости, тем глубже его одиночество (Еккл.1, 18).

Все вышеизложенное касается природной и социально-культурной сферы бытия человека. Но главная драма борьбы за спасение человеческой души развивается в духовно-религиозной сфере. На поле человеческого сердца бьются две центробежные силы, одна из которых понуждает человека Быть, другая Иметь. Вектор всей деятельности человека будет направлен в том направлении, на которое укажет победившая сторона. Но об этом мы продолжим разговор в следующей нашей публикации.

1. о. Спиридон. «Из виденного и пережитого» // «Христианская мысль», 1917.

2. «Человек мерило всех вещей» Слова древнегреческого философа-софиста Протагора.

3. Центр удовольствия был открыт в 1950 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером. Крысы в ящиках Скинера с имплантированными в прилежащее ядро мозга металлическими электродами начинали повторно нажимать на рычаг, который активировал зону удовольствия, забывая впоследствии о принятии пищи и воды. В конечном итоге они умирали от истощения.

4. Лев Гумилев. «Этногенез и биосфера Земли». Трактат (1979 г.), посвящен проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям.

5. Известны 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 медведями, 11 обезьянами, 1 леопардом, 1 овцой. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в логове вместе в выводком волчат девочек восьми и двух лет. Обе вели себя в доме так, как обычно ведут животные. Младшая скорее умерла, старшая прожила еще 10 лет. Из них два года ее учили стоять, четыре ходить, впрочем безуспешно, бегала она все — равно на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание шести слов. Дальше языковой прогресс в развитии не пошел. Она превратилась из дикого в ручное животное. В 19 веке английский психолог Итард выкупил у бродячего цирка мальчика, пойманного в лесу. Итард его приручил, но на этом все и закончилось. В одной из своих книг он впоследствии написал: « Человек может только в обществе добиться того исключительного положения, к которому его предназначил Бог. Не будь цивилизации, он оказался бы самым ничтожным и неразумным животным».

6. См. Житие Пахомия Великого (ок. 292-348)

Протоиерей Игорь Рябко

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл

Вісімдесят п’ять авторських великодніх листівок від вихованців недільних шкіл Запоріжжя відправилися до наших захисників і захисниць.

В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС

26 апреля 2024 года, в 38-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литию у памятника о погибших ликвидаторах самой крупной техногенной катастрофы в XX-м веке в Вольнянске.

Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки по поводу совершенного у него обыска

50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко

27 апреля 2024 года в Лазареву субботу в храме Преподобномученика Андрея Критского села Марьевка, совершили заупокойную Божественную литургию по случаю дня рождения почетного гражданина Запорожского района и благочинного Запорожского района!

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
02.05.2024
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки по поводу совершенного у него обыска
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95