Почему на Преображение Господне мы освящаем плоды?
Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Старом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19). Сам по себе обычай освящения первоплодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все — от Бога, что мы «Им движемся и существуем». Навык все делать с Богом, все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Достаточно посмотреть содержание полного Требника, чтобы понять, что молитва сопровождала человека практически во всех сферах его деятельности: сеяние огорода, насаждение виноградника, копание колодца, борьба с хозяйственными вредителями, строительство жилья и многое другое. Конечно, такому важному событию в жизни земледельца, как собирание урожая, уделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для служителей храма и неимущих. Так же, как принося другие жертвы в дар Богу — свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего — мы же не забираем их обратно, но надеемся, что получим за эту лепту милость Божью. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь.
К сожалению, традиция благословения первоплодов со временем тоже претерпела изменения. В какой-то мере это объясняется тем, что современная культура отошла от крестьянства, уклада жизни земледельца; но в большей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни в результате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось на благословение яблок, меда, мака и еще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой, как некая святыня. Их вкушают чаще натощак, ждут от них чуда, мучатся тем, куда девать кочерыжки.
Настоящая ревность о Боге и глубокое благочестие рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесенному из храма, сколько из яблока, принесенного в храм, из добродетелей, которые понудили человека на эту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.
Один священник говорил, что люди, приходящие в храм, часто напоминают назойливых попрошаек, желающих неплохо устроиться в этой жизни; ведь большинство человеческих молитв о здоровье, счастье, жизненном благополучии, и совсем мало о главном. Господь готов помочь человеку и в самом мелком, но всегда ждет от человека нечто большего.
Наверное, так устроен человек, что ему приятнее брать, чем давать. Грустно, но большинство традиций, связанных с дарением, жертвой искажены. К примеру, обычай дарить подарки на Рождество и в день святителя Николая Чудотворца. Ведь изначально было задумано дарить подарки неимущим — в подражание волхвам, принесших Христу дары, в подражание милосердному святому. Когда человек дарил что-то нуждающемуся, да еще и тайно, это был дар как бы Самому Господу. В итоге все свелось на обдаривание своей семьи. То же самое, во многом, относится и к благословению плодов.
Как же быть с благословением плодов современному человеку? Жителям сельских местностей стоит возродить древнюю практику благословения плодов всякого рода. Ведь чин благословения яблок, приведенный в Требнике, — лишь пример. В примечании к молитве сказано, что виноград благословляется там, где он произрастает (В Греции, откуда к нам пришла традиция, виноград — один из самых главных продуктов хозяйства). На Руси, за неимением винограда, подставили в молитву, как пример, яблоки: «но и иные овощи да приносятся каждый в свое время (т.е. когда созреет) ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними». Из последних слов видно, что предметом благословения, опять же, были не столько плоды, сколько сам человек. Молитва читалась «о приносящих», о чем свидетельствует и ее текст.
Благословение плодов — это урок благодарности.
Нужно ли проходить этот урок горожанину? Конечно, да. Но как поступать современному человеку с благословением плодов, если у него нет ни сада, ни огорода? На подобный вопрос ответ прозвучал еще в Ветхом Завете. Ведь Богу должны были посвящаться не только первые плоды земли, но и первенцы скота и даже первенцы человеческие. Каким образом приносилась отцом эта жертву за первого сына? Это было обрезание (символическое пролитие крови) плюс выкуп — денежный эквивалент. Применимо к благословению плодов этот принцип мог бы выглядеть так: в благодарность за вседневную пищу горожанин мог бы, если не покупать фрукты на храм, то просто по своему усердию и возможностям сделать денежный дар, как бы выкупая свои первенцы. Думаю, что в таком случае с учетом уже заведенного обычая, можно и яблочко принести из храма — как символ даров Божьих и съесть его в кругу семьи (подобно, как сейчас поступают с пасхальными яствами). Традиция обретет утраченный смысл. Принести домой яблоко может и крестьянин, оставив все-таки корзинку плодов в церкви. Главное научиться не только брать, но и давать.
Что такое венчание и в чем его суть?
Венчанием называется церковное таинство, в котором муж и жена получают благословение Божие на совместную супружескую жизнь. Он и она из двух разных людей соединяться в одно целое в Теле Христовом — Церкви.
Истоки этого таинства?
Брак был установлен Богом еще в раю. Одна из заповедей данных Адаму и Еве была заповедь совместной супружеской жизни. Поэтому некоторые из Святых Отцов называли брак «остатком рая на земле». Христос своим присутствием освятил брак в Канне Галилейской и совершил там свое первое чудо — претворив воду в вино. Браки получали свое благословение и в первые апостольские времена. Будущие супруги подходили к Причастию и через Евхаристию соединялись вместе во Христе. Над ними читалась особая молитва. Далее само чинопоследование таинства менялось, дополнялось, но суть осталась прежней.
Можно ли сейчас развестись, если было совершено церковное таинство венчания?
Развод это всегда грех. Идеал брака — это моногамия. Один и на всю жизнь. Брак не разрушается и в вечности. Но, снисходя к человеческой немощи Церковь, допускает второй, максимум третий брак, который Василий Великий называет еще «узаконенным прелюбодеянием». Церковь не разводит. Епископ лишь констатирует факт, что в данной ситуации брака нет «Де Факто». Для того, что бы получить церковный развод нужно приехать к правящему архиерею на прием и объяснить причины своего развода.
Кому отказывают в венчании?
Однозначно не венчаются однополые браки и лица не достигшие церковного совершеннолетия. Отказывают также лицам не расторгнувшим предыдущий брак. Препятствием к браку является физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю), духовное или кровное родство. Препятствием к браку может также служить отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Важное условие для признания действительности брака — единство религии.
Сейчас венчание — это дань моде?
Не стоит так профанировать стремления многих людей заключить церковный брак. В глубине души это стремление получить благословение Божие, которое диктуется верой в Бога и Надеждой на него. Таинство не будет иметь силу, если брачующиеся подходят к нему формально, без благоговения. Необходимым условием действенности любого таинства является открытость человеческого сердца перед Богом и преданность Ему.
Сколько стоит венчание?
В церкви нет цен на благодать. То что человек платит за совершение тех или иных обрядов — это его жертва на храм Божий которая была санкционирована Богом еще в Ветхом завете. Я думаю, что она должна зависеть от финансовой возможности самих людей.
По каким причинам разрешается развод?
Поводом к разводу может быть отпадение от Православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака, безвестное отсутствие супруга(ги) в течении 5 лет(10 в военное время) , присуждение супруга или супруги к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимую тяжелую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим, аборт, брак по принуждению.
— Что значит в Православии понятие «нечистая сила» (кого относят к нечистой силе)?
В православии понятие «нечистая сила» означает то же самое что и во всех других религиях. Мир падших духов, которые восстали против своего Творца и образовали враждебный ему падший мир.
— Существует ли иерархия у темных сил?
Существует. Священное Писание и Предание Православной Церкви не дает нам повода сомневаться в том, что бесовский мир не нужно отождествлять с демократическим обществом. Скорее наоборот демократия, какой она является в современном мире, продукт мира падших духов. В самом же мире падших духов есть жесткая и четкая иерархия и подчиненность, есть свои князья, начальники и исполнители. Есть свои узкие специалисты, занимающиеся по своему «Профилю»
Кто такой антихрист?
Сама приставка «Анти» имеет два значения «Против» и «Вместо». В широком значении слово антихрист означает всякого кто идет против Бога или подменяет его власть своей. В узком смысле антихристом называют «человека погибели», того, кто будет единовластным правителем мира перед кончиной мира, кто «Сядет на святом месте» и будет править миром. Он узурпирует себе религиозную и политическую власть и будет требовать себе безоговорочного подчинения. Власть антихриста будет последней и самой мощной попыткой сатаны отвоевать себе мир. По пророчеству, Христос явится во второй раз и победит его «Духом уст своих». Власть антихриста все более распространяется в мире, забывшем Христа уже сейчас, через так называемую демократию, культ власти денег, неги, гедонизма. Уже сегодня принимают печать антихриста те люди, которые все свои силы ума и сердца посвящают на служению злу и похотям падшего мира. Кажется сегодня это называют правами человека.
— Что обозначает высказывание «бес вселился»? Можно ли изгнать беса?
Беснованием называется одержимость человека падшим духом. Когда не только воля, но и само тело человека становится его орудием. Это крайнее проявления беснования. Гораздо более распространён тот вид беснования когда наша воля порабощена падшим духам. Если вы хотите увидеть бесноватого посмотрите на себя в зеркало в припадке ярости и гнева. Мы часто становимся одержимы бесом, когда исполняем его волю в словах, мыслях, чувствах, желаниях часто даже этого не замечая. Изгоняется бес праведной, т.е правильной жизнью. Еще Христос сказал «Род же сей изгоняется молитвою и постом»
— Как защитить свою душу от нечистой силы? Что для этого нужно делать?
Прежде всего нужно быть облеченным по слову апостола Павла в броню Правды и Шлем спасения — веру в Бога. Человек может укрыться от сатаны только в Церкви. Он должен быть защищен молитвой к Богу, церковными таинствами. Ведь на Христа нельзя ничего «поделать», а когда человек Причащается святых Христовых Таинств, он соединяется со Христом. Человек должен иметь веру в Бога и в то, что ничего в его жизни не может случиться без воли Божией, даже «Волос с головы упасть».
И главное нужно смотреть не на мир падших духов и изучать его, а наоборот смотреть на Бога и стремится к нему. Тот, кто является сыном Света, тому не страшна будет никакая тьма.
Расскажите о празднике Покрова Божией Матери который так популярен в нашем городе
В средине 5 века при императоре Льве 1 Макелле два его приближенных чиновника Гальбий и Кондрит отправились в паломничество на Святую Землю. Остановившись недалеко от Назарета у одной благочестивой женщины они обратили внимание на свечи и фимиам который возжен возле какой то святыни. Женщина долго не хотела отвечать на их вопросы но потом призналась. В ее доме храниться Мофорий Божией Матери. Незадолго до своего успения он передала его одной благочестивой вдове и завещанием передавать далее . Гальбию и Кондриту удалось убедить женщину что такая святыня не может быть собственностью одного лица. Нужно дать возможность всем христианам молиться у мофория Божией матери. Ради такой святыни в живописном месте у мыса Золотого Рога во Влахерне там где издавна жили влахи т.е румыни и западные славяне строят храм. И в 458 году сюда возлагают мофрий Божий матери а вместе с ним и икону которую по преданию написал святой апостол и евангелист Лука.
Через несколько сотен лет в 860 году русский флот во главе с Князем Оскльдом входит опустошая черноморское побережье входит в Босфор. Патриарх Фотий обходит крестным ходом побережье с мофирием Божией Матери, опустив его в воду и после этого на море разразилась такая бурея что из 200 суден русского флота осталось менее 100. Через неделю Киевляне отступили а князь Оскольд принял крещение с именем Николай. Как раз в честь этого события патриарх Фотий учредил праздник положения честной ризы Богородицы во Влахерне. После крещения Оскльда в Киев был назначен греческий епископ. Этот день считается основанием Русской православной церкви. В 862 году в Византийских хрониках появилась запись о учреждении новой епархии. Этот же год принято считать появлением нового государства — Русь
А в царствование Льва 4 филофа в 910 году в пределы греческой империи вторглись сарацины. 1 день октября святой Андерей юродивый и его ученик Епифаний молились в том самом влахернском храме и во время всенощного бдения увидели как Матерь Божия, явившись в белом огненном свете в окружении святых и праведников простирает огненный покров над молящимися.
Икона Божией матери которая вместе в мофорием хранилась во влахернском храме в 1132 году привезли в Киев по случаю брака русского князя с греческой княжной. Когда Андрей Боголюбский отправился на север искать новую столицу для страны то он взял с собой только эту икону Божией матерее. Во Владимире он строит для нее успенский храм и там она начинает называться Владимирской иконой богородицы. Боголюбский это не фамилия князя это прозвище. Он очень любил и почитал Божию матерь. И она его любила и явилась зримым образом указывая где нужно основать новую столицу государства. В честь этого события была написана Боголюбская икона Божией матери. Ее подлинник сохранился до сих пор и когда я учился в семинарии во Владимире мне выпало счастье молится перед этим удивительным образом, который хранится одном из женских монастырей города Владимира.
Князь Андрей Боголюбский учреждает новый праздник почитания Божией матрери на Руси — Покров Богородицы в память того события которое призошло в 910 году, а Владимирской иконе Божией матери послужила стала одой из самых значимых святынь Руси, так как именное через нее Богородица простирала свой покров над нашей Родиной. С нею было стояние на Угре которым прекратилась власть татаро- монгольского ига . С образом владимирской божией матери проходил крестный ход вокруг Москвы когда полчища Тамерлана подошли к этому городу. Москву никто защищать не собирался и даже не пытался. Тамерлан об этом знал. Он просто послал гонцов сказать что через три дня в Москве будут одни трупы. И три дня москвичи молились перед этим образом. Тамерлан ушел от стен Москвы первый раз в жизни не сдержав своего слова. Историки до сих пор не могут найти объяснение почему он это сделал.
Поле падения Византии Влахернский храм был разрушен , где делся мофорий Богородицы никто не знает.