Что же нужно делать, чтобы эти искорки патриотизма не погасли совсем, чтобы молодежь не стремилась уехать за границу в поисках легкой жизни, чтобы воспитать в сегодняшних детях завтрашних патриотов, не равнодушных людей, бережно хранящих и активно развивающих отечественные традиции? И что такое вообще отечественные традиции? К этим вопросам автор вернулась, будучи заведующей епархиального методического центра.
Целью настоящей статьи является изложение опыта проведения межприходской акции «История наших храмов», проводимой в Запорожской епархии УПЦ в марте 2012 г.
В статье автор ставит перед собой следующие задачи:
— раскрыть понятие патриотизма с точки зрения Православия;
— представить задачи межприходской акции «История наших храмов»;
— раскрыть содержание данного мероприятия;
— проанализировать результаты акции и наметить перспективы ее продолжения;
Словари характеризуют патриотизм как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1]. Само слово «патриотизм» походит от греческого πατριώτης — «соотечественник» или πατρίς — «отечество». Термин же «отечество» исходит из Евангелия: «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3, 14-15). Русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека. <…> Любовь к родине должна быть осмысленна как творческий акт духовного самоопределения. <…> Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет <…> И вот <…> если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа — он становиться истинным патриотом.<…> Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины <…> потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим» [2]. Таким образом, воспитание христианина подразумевает и воспитание патриота. «Патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» [5]. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера, исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и ближним. «Христианин-патриот любит свое отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить»» [6]. Патриотизм абсолютно исключает всякую нелюбовь, ненависть, ксенофобию, превозношение своей нации перед другими и т.п. Однако исполнение заповедей Божиих невозможно рассматривать в отрыве от конкретных людей, живущих рядом с нами, ибо что «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). Патриотическое воспитание должно быть конкретным, направленным на реальные объекты воспитания. Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране» [4].
Размышляя над отношением современных детей и подростков к своей Отчизне, автор пришла к необходимости проведения конкретных акций по воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения, в частности, среди воспитанников воскресных школ. Для этого была выбрана форма историко-церковного краеведения «или «отчизноведения», «родиноведения», как его называли в конце ХIХ века» [3], которая «проводится на фоне осознания духовно-нравственной составляющей быта народа, причин разрушения традиционных основ его жизни» и должна «охватывать духовные, культурообразующие и этнокультурные явления» [3]. Значение этой работы трудно переоценить, ведь «познавая свои истоки, народ обретает цивилизационную устойчивость» [3]. Осознавая это, Методическим центром Запорожской епархии в марте 2012 г. была проведена акция «История наших храмов», которая была приурочена к 20-летию епархии и Дню православной книги. В ходе акции каждая воскресная школа руками своих воспитанников и преподавателей создавала книгу о своем храме. Выставка данных книг проходила в областной библиотеке для юношества.
Проведение акции «История наших храмов» было направлено на реализацию следующих задач:
— актуализация социальной роли воскресной школы как духовно-культурной воспитательной среды для подрастающего поколения;
— изучение истории и устройства своего храма;
— воспитание благоговейного отношения к храму как Дому Божьему;
— воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине;
— создание среды для творческого общения детей и педагогов, развитие творческих навыков воспитанников воскресных школ;
— обмен опытом между педколлективами воскресных школ в ходе подготовки, участия и личного общения;
— апробация новой формы совместной работы коллективов воскресных школ.
Ход реализации этого проекта предусматривал несколько этапов:
1. Мотивационно-диагностический (проводится занятие, на котором дети знакомятся с поставленной задачей; занятие заканчивается созданием дерева цели, образом будущего результата).
2. Информационный (поиск нужной информации, которую дети добывали, пользуясь имеющимися публикациями, книгами, архивами, опрашивая свидетелей и т.д.).
3. Репродуктивный (перевод информации на уровень продукта, постепенное создание книги).
4. Обобщающий (итоговое занятие, цель которого — найти то, что уже раскрыто и что требует дополнительного исследования по теме проекта).
5. Творческий (презентация готовой книги, размышления о перспективе).
6. Контрольно-рефлексивный (ответы на вопросы: с чего все начиналось? как нам это удалось? как мы это организовали? кто нам помогал? кому мы можем выразить благодарность за помощь? где может пригодиться наша книга? что еще можно сделать?).
Каждая представленная книга была неповторима и уникальна, дышала любовью и соборностью маленьких христиан. Открытие выставки проходило в теплой и душевной атмосфере, дети знакомились друг с другом, с гордостью показывали свои работы, рассказывали о своем храме и о воскресной школе. Для многих воскресных школ акция стала поводом для самоидентификации и размышлений о роли воскресной школы в жизни прихода. У некоторых воскресных школ появились имена, некоторые — вспомнили, что скоро у школы юбилей, некоторые — обозначили день, который будут отмечать как День рождения воскресной школы.
К выставке каждая воскресная школа подготовила помимо книги презентацию. С презентацией воскресной школы монастыря прп. Саввы Освященного (г. Мелитополь) можно ознакомиться (http://youtu.be/ENw30qZUBuo).
В перспективе каждой воскресной школе было предложено провести после акции праздник всего прихода, на котором презентовать свою книгу и продолжать работу в заданном направлении. Опыт проведения акции «История наших храмов» показал важность и результативность совместной деятельности творческих педагогических коллективов воскресных школ и необходимость продолжения полученного опыта через освоение новых форм совместной межприходской работы.
Выводы:
1. Православное воспитание детей подразумевает патриотическое воспитание, которое имеет религиозный характер и является осуществлением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним.
2. В результате проведения подобных форм совместной работы коллективов воскресных школ активизируется межприходское взаимодействие.
3. Результативность межприходского взаимодействия позволяет утверждать о необходимости апробации и введение в практику других возможных форм совместной работы приходов.
4. Позитивный опыт проведения акции «История наших храмов» позволяет рекомендовать проведение подобных мероприятий в других епархиях.
Используемая литература:
1. Большая Советская Энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/118990/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
2. Ильин И.А. О Сущности правосознания// http://philosophy.ru/library/il/02/01.html
3. Иноземцева З.П. Историко-церковное краеведение и его роль в осознании истории отечества http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45727.php
4. Лихачев Д.С. Заметки о русском http://han.gorod.tomsk.ru/index-1225084436.php
5. Петр (Мещеринов), игумен. Размышления о патриотизме //http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1481
6. Полохов Димитрий, прот. Взгляд Православной церкви на патриотизм и патриотическое воспитание http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5838&Itemid=323