×
Суббота, 02 Декабря 2023
прор. Авди́я;
мч. Варлаа́ма;
прпп. Варлаа́ма пустынника,
Иоаса́фа,
Авени́ра царя;

свт. Филаре́та;
прп. Варлаа́ма;
прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского;
мч. А́зы и с ним 150-ти воинов;
мч. Илиодо́ра Магидского (Памфилийского);
прп. Иларио́на Грузина, чудотворца;
прп. Порфи́рия Кавсокаливита (Баирактариса);
сщмч. Иоа́нна Вишневского;
сщмч. Порфи́рия (Гулевича), Симферопольского;

сщмч. Иоаса́фа (Удалова), Чистопольского;

сщмч. Се́ргия Махаева;

сщмч. Михаила Дмитрева;

сщмч. Алекса́ндра Мишутина;

сщмч. Иоа́нна Малиновского;

сщмч. Константина Михайловского;

сщмч. Алекса́ндра Сереброва;

сщмч. Игна́тия Теслина;

сщмч. Иоа́нна Пирамидина;

сщмч. Симео́на Кривошеева;

сщмч. Иоа́нна Флоровского;

сщмч. Иа́кова Бриллиантова;

сщмч. Дими́трия Куклина;

сщмч. Иа́кова Передерия;

прмч. Иоаса́фа (Крымзина);

прмч. Генна́дия (Ребезы);

прмч. Петра (Мамонтова);

прмч. Гера́сима (Сухова);

прмч. Михаила (Кванина);

мч. Валенти́на Корниенко;

мч. Петра Антонова;

мч. Леонида Салькова;

мч. Тимофе́я Кучерова;
Икон Божией Матери: В скорбех и печалех Утешение.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/na-grani-dvukh-mirov-aktualen-li-segodn
27 Августа 2008 г

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

— В своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир сравнил задачи, стоящие сегодня перед Украинской Православной Церковью с задачами, которые стояли перед Церковью в семнадцатом веке. Что общего, на Ваш взгляд, между могилянской эпохой и нашим временем?

— Как заметил Блаженнейший, общими являются задачи, стоявшие перед церковью в семнадцатом веке и те, с которыми мы сталкиваемся в наши дни. Речь идет о масштабной гуманитарной реформе. Реформе, целью которой является создание новой культурной модели для Украины, предполагающей создание целостного социокультурного пространства, синтезирующего в себе восточные и западные элементы. Украину называют вратами, объединяющими Восток и Запад. Это мнение широко распространено на Западе, который видит в Украине своеобразную транзитный пункт. Но этот образ нуждается в уточнении. Украина не «буферная зона» и не «транзитный пункт». Как отметил в своем докладе Блаженнейший, Украина – это самодостаточное социокультурное пространство, находящееся на грани двух миров – Востока и Запада. Именно поэтому миссия Украины заключается не только в том, чтобы стать посредником в диалоге цивилизаций, но и в том, чтобы создать собственный культурный проект, предполагающий органический синтез Востока и Запада. Оба полюса близки нам и присутствуют в нашей культуре. Левобережная Украина исторически развивалась в рамках византийской культурной и политической парадигмы. Для Правобережной Украины всегда была характерна открытость европейской культуре и духовности. Как примирить эти полюсы? Что может объединить страну? Я думаю, что в современной ситуации консолидировать нацию может только общий для обоих берегов Днепра культурный проект, в котором антагонизм «восточной» и «западной» орбит украинской культуры будет преодолен в новом культурном синтезе.

На чем может основываться такой синтез? Исходя из исторического опыта святителя Петра Могилы, мы можем утверждать, что основой для такого проекта может стать христианская, вернее, православная идея. «Могилянский проект», осуществленный в семнадцатом веке, подразумевал решение двух принципиальных задач: модернизации украинского Православия, и воцерковления, наполнения светом Православия, европейской культуры.

— Обе эти задачи актуальны и сегодня. Но что именно может предложить сегодня Церковь для того, чтобы достичь синтеза, о котором Вы говорите?

— Культурный и цивилизационный антагонизм между Правобережной и Левобережной Украиной – результат различного исторического и культурного опыта этих двух регионов. Однако в нашей истории существует эпоха, для которой проблема разделения на «запад» и «восток» неактуальны. Это эпоха Киевской Руси. Для страны, разрываемой политиками на Запад и Восток, изучение и популяризация духовного наследия этого периода имеет особое значение. Обращение к наследию Киевской Руси – это шанс для современной Украины найти общенациональный культурный идеал. Древнерусская традиция близка и Правобережью, и Левобережью, а также тем восточнославянским народам, которые видят в древнем Киеве начало своей культурной и духовной традиции.

— Однако насколько реалистична сегодня идея популяризации древнерусской культуры? Ведь язык христианского средневековья практически непонятен для современного человека. Не будет ли такой проект несколько искусственным?

— У древних культур существуют свои искушения. Например, искушение потери культурной преемственности, которая на определенном этапе начинает обременять. Поэтому для каждой культуры необходимы этапы, когда древнее наследие переживается по-новому. Вспомним эпоху Ренессанса. Каково ее значение для европейской культуры? Это было время, когда европейское сознание заново открыло для себя идеал античности. Это был этап своеобразного вживания в античность, то есть моделирование такой ситуации, когда человек эпохи Ренессанса имел возможность приобщиться к античному способу жизни, оставаясь самим собой. Нечто подобное необходимо и для современной украинской культуры. Мы должны открыть для общества уникальность культурного наследия Киевской Руси. Следует отметить, что по сравнению с ренессансными людьми, мы находимся в более привилегированном положении. Во времена Возрождения античная культура была представлена только книгами античных философов и памятниками античного искусства. А древнекиевское наследие сегодня продолжает жить в Православной Церкви. Поэтому проблема «перевода» древнерусской культуры на современный язык – это, по сути, миссионерская задача. Чтобы заинтересовать общество культурой Киевской Руси необходима церковная проповедь. Подобная ситуация наблюдалась в первой половине прошлого века в Греции, где византийская духовная и культурная традиция были вытеснены новой европейской культурой. Однако благодаря движению за интеллектуальное и духовное обновление в Церкви, которое возникло в 60-е годы прошлого века, греческое сознание заново открыло для себя византийский эстетический идеал. Аналогичное переосмысление наследия Киевской Руси может возникнуть в результате церковного возрождения в Украине. Киевская Русь не канула в Лету, ее дух живет в Православной Церкви, которая бережно хранит древнерусское наследие и открывает его для современного общества.

— Владыка, в начале нашей беседы Вы упомянули о сходстве современных задач с теми, что стояли перед церковью в могилянскую эпоху. А в чем заключаются главные отличия между этими задачами?

— Первое отличие – это фактор секуляризации. Во времена Петра Могилы Церковь была главным культуросозидающим институтом. Сегодня культуру создают не религиозные или национальные общины, а индивиды. И если Церковь желает принять участие в создании новой модели украинской культуры, то ей необходимо вновь стать главным «действующим лицом» в культурном процессе. Другой, не мене важный момент – Митрополит Петр Могила в своем глобальном культурном проекте имел двух партнеров. Это православное казачество и православные братства с богословской школой в Киеве. Увы, в современном украинском обществе оба этих института маргинальны и носят декоративный характер. Вместе с тем, украинское государство, которое должно быть заинтересовано в реализации нового культурного проекта, до сих пор недооценивает творческий потенциал Церкви и ее влияние на общество. Говоря о преобразованиях времен Петра Могилы, нельзя забывать о том, что они перекликались с теми реформами, которые оздоровили католический мир в конце XVI века. Следует подчеркнуть, что и для Петра Могилы, и для деятелей Контрреформации главным инструментом оздоровления и модернизации церковной жизни была школа. Святителю Петру удалось создать в Украине богословскую школу нового типа, где православное студенчество было приобщено к европейской образовательной модели. Что же касается Киевской Духовной Академии наших дней, то она, не смотря на динамичное развитие в последние годы, еще не вышла на тот уровень, который бы позволил ей интегрироваться в современную европейскую систему образования.

— Вы упомянули о влиянии Церкви на общество, но каким именно образом она может осуществлять сегодня это влияние?

— Я вижу здесь несколько приоритетных направлений. Это образование, присутствие Церкви в информационной сфере и социальные проекты. Каким образом Петру Могиле удалось модернизировать Церковь? Он создал школу, выпускники которой получали глубокое богословское и гуманитарное образование. А что мы видим сегодня? В исторически связанной с традициями богословской школы Киево-Могилянской Академии сегодня даже не существует богословского факультета. Аналогичная ситуация наблюдается в Национальном университете и большинстве других украинских вузов. Богословские дисциплины в их программах полностью отсутствуют, в результате чего будущая культурная элита страны не имеет представления о православной традиции и истории Церкви.

Следующая структура влияния: информационная. Современный человек живет в насыщенном информационном поле, он поглощает огромные массивы информации, часто становясь ее заложником. Церковь не может игнорировать информационный мир. Однако, учитывая специфику этого мира, она должна жить в нем по своим, особенным законам. Бог и Церковь не могут быть предметом рекламы. Но жизнь Церкви все-таки должна быть отражена в средствах массовой информации. Причем отражаться таким образом, чтобы читатель или зритель могли убедиться в том, что Церковь – это не только социологическая реальность, но и реальность мистического плана: воплощенное в пространстве и времени Христово Тело.

Наконец, последняя среди выделенных нами структур влияния – социальная деятельность. Вера не может быть абстрактной, она всегда воплощается в конкретных делах. Самым естественным является дело милосердия: помощь больным, бездомным, лишенным общения, бедным… Что может в этой сфере сделать Церковь? Следуя евангельской заповеди, мы должны находиться везде, где имеет место человеческое страдание.

У нашей Церкви есть целый ряд социальных проектов, которые носят общецерковный характер. Это пастырская помощь больным, осуществляемая через структуру больничных храмов, церковная опека над сиротами, помощь многодетным семьям, гуманитарная и духовная помощь престарелым и инвалидам. Чем принципиально отличается наше социальное служение от тех форм помощи, которые оказывают нуждающимся современные украинские протестантские деноминации и секты? В служении вспомосуществования мы видим дело любви, диакония является плодом любви и свидетельством о ней. Однако, оказывая человеку благодеяния, мы не пытаемся навязать ему свое мировоззрение либо превратить благотворительность в повод для «конфессиональной пропаганды». Таким образом, для того, чтобы стать реальным инструментом влияния на общество, диакония должна стать повсеместной, выстраивая мосты между Церковью и обществом на самом «низком уровне».

Беседу вел протоиерей Петр Зуев

Комментариев нет

Читайте также

Поговорим по душам

03 декабря 2023 года в 13:00 на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

Престольне свято Архистратига Михайла у Вільнянському благочинні

21 листопада в Михайлівській Церкві з нагоди престольного свята на честь Архістратига Божого Михайла й Собору усіх безплотних Небесних Сил, було зіслужено святкове Богослужіння.

Духовенство та віряни Запорізької єпархії вшанували пам’ять жертв голодоморів

Щороку в четверту суботу листопада Україна вшановує пам’ять жертв Голодомору 1932 - 1933 років і масових штучних голодів 1921-1923 і 1946-1947 років.

Запрошуємо до участі у фестивалі «Сузір’я різдвяних іграшок і прикрас»

Ми вже крокуємо постом до Різдва Христового і маємо потурбуватися про святкове прикрашання своїх храмів і домівок.

3.12.2023
Поговорим по душам
30.11.2023
Запрошуємо до участі у фестивалі «Сузір’я різдвяних іграшок і прикрас»
25.11.2023
Духовенство та віряни Запорізької єпархії вшанували пам’ять жертв голодоморів
25.11.2023
Престольне свято Архистратига Михайла у Вільнянському благочинні
22.11.2023
«Силиврии о́трасль и Эги́ны храни́теля… Некта́рия почти́м, ве́рнии, я́ко Боже́ственнаго служи́теля Христо́ва»
21.11.2023
Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас!
20.11.2023
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
20.11.2023
Жизнь христианина – это всегда подвиг веры, любви и преданности Богу
19.11.2023
«Мы все должны осознавать себя членами живого организма Христа»
18.11.2023
Вызовы и возможности воскресных школ в современных условиях
18.11.2023
В Запорожской епархии прошел День церковного работника
16.11.2023
Клірик храму на честь святої рівноапостольної княгині Ольги передав частку мощей святого Петра Калнишевського до Києва
16.11.2023
Георгий Победоносец помогает человеку найти силы, способные победить его страх
13.11.2023
Открылась выставка, посвященная последнему кошевому атаману Запорожской Сечи
13.11.2023
Запорожцы молитвенно почтили память своего Небесного покровителя
12.11.2023
«Учиться у святого быть кроткими, не осуждать и не роптать, а уповать на милость Божью»
12.11.2023
Господь хочет, чтобы мы стали Его соработниками, сотворцами нового мира без злости и ненависти
11.11.2023
Спасение этого мира – в служении Церкви Христовой
10.11.2023
Пусть же Господь укрепляет нас в вере православной и помогает на пути нашего спасения
07.11.2023
«Ми відповідальні за тих, кого приручили»
05.11.2023
Только вера может принести самое желанное и высшее благо для человека – соединение с Богом
04.11.2023
Ни одна мать не даст своему ребенку яд, как бы он её об этом ни просил
04.11.2023
Різдвяні листівки для захисників і захисниць
04.11.2023
Встречайте октябрьский номер газеты «Летопись Православия»!
01.11.2023
«Приникайте к святости», «роднитесь с небесными жителями»
31.10.2023
«Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа»
31.10.2023
«Человеку дана свобода воли, чтобы он мог свободно и осознанно уподобляться Богу»
30.10.2023
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода»
30.10.2023
Трішечки тепла і любові для наших військових
26.10.2023
«Уподобление Матери Божьей и святым ведёт нас к уподоблению Самому Христу»
24.10.2023
Церковь на связи. Запорожцы могут позвонить священнику
22.10.2023
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»
21.10.2023
«Жить по духу любви, сострадания и мужества»
19.10.2023
ЧОГО НАМ ЧЕКАТИ?
19.10.2023
«Ничего святого»: Владыка Лука о последствиях ракетного удара по Запорожью
18.10.2023
Урок хлеба
18.10.2023
Престольный день — храмовый праздник в селе Новогупаловка
18.10.2023
ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА ПО ПОВОДУ ПОВРЕЖДЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАКЕТНЫХ АТАК ПОКРОВСКОГО СОБОРА
17.10.2023
«Господь хочет иметь с нами самые доверительные отношения как здесь, на земле, так и в будущем»
17.10.2023
«Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей любовью Матери Божьей»
17.10.2023
День освобождения Запорожья в воскресной школе «Радость моя»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95