Человеческая душа — тугой узел противоречивых чувств. Здесь есть всё: и добро, и зло, любовь и ненависть, жестокость и милосердие. Когда человек юн, а его будущая жизнь ему представляется сплошным праздником, эти чувства в нем уравновешены, но вот спустя годы, с первыми переживаниями, с первыми уроками ненависти, преподанными людьми, баланс чувств нарушается. Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Это еще раз подтверждает божественное происхождение любви. Ненависть же — это все от человека, от его порочной, пораженной грехом природы. Поэтому ненависть не способна победить любовь. Любовь могут только забрать. И когда её забирает Тот, Кто её дал, в сердце образуется пустота, вакуум. Вот туда и устремляется все худшее, что есть в человеке. И эти чувства засасывают человека подобно воронке, «черной дыре». Вернуть же любовь, восстановить равновесие значительно сложнее, и человеку одному не под силу.
Святая Церковь это понимает. « Вот почему так торжественно отмечается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, — говорит Его Высокопреосвященство. — «Нас ради человек и нашего ради спасения…», — звучат слова Символа Веры. Ради любви к людям Господь отдает Себя. Принимает позорную смерть, исполняя волю Отца Небесного. Пока мы не научимся терпеть и смиряться, как Христос, не будет любви в наших сердцах, а значит, и в нашей жизни. Пока преумножаются грехи, множится и ненависть. Не давать ненависти пускать ростки в наших сердцах, по капле выдавливать из себя худшие человеческие качества — себялюбие, зависть, малодушие, жестокость и т.д. Только умножая любовь, можно победить ненависть».
В борьбе с грехами человеку трудно быть Александром Великим. Сплетение грехов не разрубить, подобно гордиеву узлу. Необходимо терпение и большая любовь, чтобы ниточка за ниточкой освободиться от их удушающих пут. Святая Церковь печется о нас. Заботится, чтобы мысль о кресте и смерти не устрашала, а, наоборот, подвигала мужественно, терпеливо и со смирением совершать жизненный путь, или, как святые отцы говорили, земное странствование. Потому что все мы на земле странники, мы бываем здесь временно, и очень недолго. А еще нужно успеть вернуть своей душе утерянную чистоту.
Евгений Антоненко
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви