Несмотря на прямое указание Служебника благословлять плоды по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки, к примеру, нельзя есть до праздника Преображения. Это мнение, по видимому, основывается на примечании церковного Типикона под 19 августа: «Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии… Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет».
Как видим, правило довольно строго запрещает вкушение плодов до праздника, но эта строгость обусловлена тем что, во первых, правило — монашеское, а воздержание и послушание для монаха — важнейшие принципы. А во вторых, дело здесь не сколько в дате праздника, сколько в запрете вкушать без благословения. Благословение же может быть «яве яко времена их, кое когда приспеет». Виноград действительно может поспеть к Преображению, но смоквы и прочие фрукты имеют свой календарь созревания, и именно под него, как видно из примечания, подстраивался и сам чин благословения.
В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей важно научить своих чад быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок (все-таки у нас — не Греция), созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью.
Освящение же самих приношений, это как мы уже сказали есть наш дар благородности и признательности Богу за плоды земли. Оно не несет в себе какой то магической оккультной силы, как это иногда воспринимается людьми не церковными. Поэтому не нужно задаваться чрезмерно вопросом куда девать огрызок с освященного яблока. Туда же, куда и все остальные огрызки.
Важно другое. Благодарность всегда сопряжена с даром. Те плоды которые мы приносим в храм – это дар Богу. Неправильно когда мы все это забираем с собой, для того что бы потом благополучно дома погрызть. Какой же это дар, если мы принесли, и забрали обратно? То что бы несем в храм должно быть отдано Богу, или в виде церковных приношений (которые как правило потом раздаются нуждающимся) или самовольной раздачей другим людям в виде угощений.
Было бы правильным и разумным делать так не только с яблоками и виноградом, но и со всяким начатком плодов и фруктов, ягод, и овощей. Созрел первый урожай, поблагодарите Бога, освятите в знак благодарности и раздайте нуждающимся. Так будет по православному.