Само собой разумеется что вокруг мощей стояло множество деньгоулавливателей, которые почему то называются у нас «кружками», хотя внешне они напоминают бидоны. Вся эта акция была устроена в стиле предыдущего молодого архиерея который любил часто повторять «скромность (т.е смирение) – самый короткий путь к забвению и нищете».Не будем с ним спорить, потому что жизнь в согласии с духом Церкви и традицией святых Отцов он и в самом деле давно забыл.Я хочу поговорить о другом.
Если бы я зашел в тот день в храм в качестве мирянина, или человека сочувствующегопротестантам, то это был бы мой последний приход в Православную церковь.Зрелище было удручающее.Я задал себе вопрос: «Где была вся эта толпа людей до приезда в храм мощей, и где она будет после этого»?Выстоятся ли она в очередь на причастие в Великий Четверг, или они забудут дорогу в храм сразу же как увезут мощи?
Я ничего не имею против преподобной Матроны Московской. По всей видимости это был человек который прожил благочестивую жизнь и сподобился блаженной участи святых в Царствии Божием. Я о другом. То в чем нас обвиняют протестанты как в идолослужении – на самом деле не всегда является обвинением голословным. И мне бы хотелось, для нас же самих, определить критерии где заканчивается православное почитание святыни и где начинается языческое идолослужение.
Внешне разницы нет никакой. Подходим, целуем, молимся… вся разница во внутреннем содержании. Как известно христиане поклоняются только Богу, а почитают все то, что имеет к Нему отношение. Слово «святость» этимологически восходит к древнееврейскому qadoš – отделённый. То есть изъятый из среды мира и посвященный на служение Богу. В святости мы все равно почитаем Бога в лике Его святых и предметов как орудий действия Его Промысла.
Если взять выше приведенный пример, то мы увидим что православное почитание Матроны Московской должно бы выглядеть примерно так:
Христианин познакомившись с жизнью этой подвижницы, проникшись к ней любовью и уважением, в знак благоговения и почитания ее земного подвига, целует частички мощей, молиться о ее небесном заступничестве у Престола Божия.
В языческом варианте это будет иначе:
Есть объект (мощи) приложившись к которым, можно получить бонус для более комфортнойжизни, или решить ее существенные проблемы. Через дотрагивание, втирание, целование и прочь мы взаимодействуем с объектом и таким образом получаем доступ к его положительной энергетике.
Зачем стояла эта очередь в храм я не знаю, но могу предположить что православных в ней было значительно меньше чем язычников. Говоря о православных я думаю что среди них есть и немало таких которые в почитании святыни несут в себе элементы и язычества и православия.Т.е это некий такой сложный сингенез в котором присутствует и то, и другое.Нередко это порождает хроническуюлюбовь к паломническим поездкам, такую себе форму православного бродяжничества по монастырям.
Еще одно важное наблюдение. В «православных» проектах работает тот же принцип то и в маркетинге. Упаковка важнее чем сам товар. Несколько годами ранее, чем в описанном случае, в епархию привезли частицу мощей преподобного СерафимаСаровского. Было велено объявить на проповеди что в таком-то храме, в такое-то время будет открыт доступ, можно приложиться и прочь. После объявление я от себя добавил что вот в том углу нашего храма находится икона преподобного Серафима Саровского с такой же частичкой мощей. Можно и не ехать никуда, подойти, помолиться и поцеловать кто хочет.Народ кивнул и бросился в храм где было объявлено о прибытии мощей.Частичка там было такая же по размеру, но оформление было соврем иное. Ковчег серебряный, большой, внушающий что там мощи кудаболее значимые, чем те что у нас в храме.Об этот же однозначно говорили и надутые хмурые лица пономарей тоскующих у мощей в обнимку с «кружками». Хотя понятно же что и мощи одинаковые и святость их одна и та же. Так я вместе с выговором от священноначалия получил опыт того, что не надо лезть в чужой бизнес.
Следующий вывод который я сделал что для раскруткивот таких проектов нужен и соответствующий материал.
Я не сомневаюсь что преподобная Матрона Московская святая и человек достойный почитания прославления. Но информация о ее жизни была преподнесена как некий мистический триллер, что вызвало как оказывается и оживленный интерес к ее мощам. Но друзья, неужели Димитра или Елена Киевские менее интересны нам по жизни и святости? Неужели мы не видим что здесь дело совсем в другом? Не однозначны и те акценты которые ставятся в некоторых молитвах к преподобной Матроне. «Заступница, Спасительница, Матушка»…Есть терминологически устоявшиеся выражения которые допустимы только в отношении Спасителя и Божией Матери, и не допустимы ни к кому из святых.
Все это говорит о том, что даже под видом благочестия и набожности сатана может нам преподносить ложную религиозность.