×
Суббота, 18 Мая 2024
вмц. Ирины Македонской;
прп. Иа́кова Железноборовского;
прп. Варлаа́ма Серпуховского;
прмч. Ефре́ма Нового, Неа-Макринского чудотворца;
Икон Божией Матери: Неупиваемая Чаша.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/doistoricheskie-religii
20 Июля 2015 г

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Одним из самых страшных врагов с которым сталкивается человек это наша конечность. Каждый из нас абсолютно точно знает (я думаю, не сомневаясь ни на йоту), что его земное пребывание, его жизнь когда-то прекратится, закончится. С тех пор как человек живет на земле, он несет в себе это знание. И с этим знанием соединяется иное знание, совершенно безумное, совершенно невероятное, и в тоже время такое же общее. когда вы ребенка спросите о том, будет ли он жить вечно, то маленький ребенок, не сомневаясь, скажет: «Да». Он не знает смерти, и душа каждого из нас тоже не знает смерти. Душа каждого из нас в глубине говорит, что мы бессмертны, а реальный опыт жизни убеждает каждого из нас в том, что мы смертны.

Смерть вошла в мир как аномалия, как следствие греха, как последствия разрыва связи между Богом и человеком. И с самого начала существования человечества на Земле, вернее с самого начала отпадения человека от Бога он ищет способов соединения с Ним. Человек ищет связи с тем, что имеет власть над смертью и раздельностью. То, что бессмертно и целостно, — то, что создало этот мир, потому что древний человек, равно как и мы с вами, если разумны, прекрасно знал, что всегда есть причина любой вещи, и никогда в этом не сомневался.

Как только возник интеллект, человек осознал, что не только у животного есть причина — его родители; не только у рубила есть причина — мастер, который его сделал; не только у рисунка есть причина — художник, который его нарисовал, но и у всего мира есть причина, и эта причина — Тот, кто создал мир, и с Ним связывается упование человека на бессмертие и целостность.

Так возникает религия.

Слово религия латинского происхождения и восходит к отглагольному прилагательному “лиго” — соединяющий, соединять, “ре” — возвратная частица — воссоединение. Воссоединение человека и Бога, связи между человеком и Богом.

В качестве синонима слова «религия» используют слово «вера». Это слово тоже очень похожее на слово «религия», и восходит к древнему индоевропейскому слову “варатра”, — веревка, канат и тоже указывает на связь человека и Бога.

Когда возникла религия ? Каким же образом мы можем понять духовный мир самого древнего доисторического человека? Мы знаем что человек довольно поздно научился писать и рисовать. А религия относится к той сфере человеческой деятельности, которая называется духовной. Эта деятельность теряется если она не отражена в каких-то конкретных памятниках. Но несмотря на то что у нас очень мало памятников отражающих духовную деятельность древнего человека это не дает нам права считать что он был духовно примитивен. Мы знаем то, что древний человек технологично был примитивен, что его орудия труда были примитивны, но кто и когда сказал, что духовный мир человека и его техническая оснащенность — это то, что идет рука об руку.

Итак попытаемся рассмотреть духовный, религиозный мир доисторического человека.

Первое что бросается в глаза что резко отличает человека от окружающего животного мира, это то что человек стразу же со своим появлением начинает создавать искусственную среду обитания. Посмотрите как мы сегодня живем. Мы живем в домах, одеты в одежду, пользуемся многочисленными орудиями. Это все искусственный мир, который создали мы сами для того чтобы отгородиться от мира естественного. Мы единственные во всем пространстве нашего мира, кто создает искусственный мир. Если бы человек был таким же животным, как остальные животные, тогда бы он шел обычным путем: он сам бы приспосабливался к миру, как приспосабливаются животные. А человек, напротив, приспосабливает мир под себя. Если любое животное все более и более приспосабливается к среде обитания, то у нас все происходит с точностью наоборот. Если любого из нас без этой удобной цивилизованной оболочки, поселить в естественную для нас среду обитания то долго мы там не просуществует. Мы просто замерзнем у или умрем с голода.

Почему человек отгораживается от окружающего природного мира и создает свой искусственный мир? При этом становясь все менее и менее способным жить в мире естественном?  Никто, пользуясь только научными данными, не смог объяснить этот удивительный факт.

Здесь начинается первая загадка религиозного характера. Возникает такое ощущение, что человек этот природный мир воспринял как чужой, от которого он должен себя отделить. Возможно мы сможем это понять если вспомним, что с точки зрения Библии человек попал в этот земной мир в результате той великой катастрофы, которая названа грехопадением.  Человек был изгнан в этот мир и “проклята была земля за человека”. Оказавшись в этом проклятом мире, человек с самого первого дня бытования в нем, начинает преобразовывать его подгоняя под себя.

То что человек стал осваивать окружающий нас мир, — это также  религиозный факт.  Не потому человек стал разумным что научился делать орудия труда, а потому он стал делать орудия труда что уже был разумным. Для того что бы сделать любое орудие труда, а потом научить этому детей, нужен какой-то план, какая-то идея. Человек сначала имел идею, а потом ее реализовал; обратного не бывает. Попробуйте без всякой осознанной деятельности стучать камнем о камень. У вас, поверьте, даже каменного рубила не получится, не говоря уже о более совершенных орудиях. Поэтому сначала должен быть технический замысел, потом его реализация. Поэтому сначала интеллект, потом уже орудие. Не труд сделал обезьяну человеком, а интеллект сделал мир орудий. Человек сначала был существом мыслящим, потом уже стал производителем орудий, а не наоборот.

Человек начинает использовать ОГОНЬ. Знание огня имманентно человеку, оно очень и очень древнее. С тех пор как человек стал человеком, он знал, что такое огонь, и умел пользоваться им. Все животные боятся огня, а человек почему-то наоборот, научился его использовать и поставил на служение себе. Огонь — это не только техническое средство для обогрева пещеры и приготовление пищи. Огонь — это удивительное вещество, удивительная субстанция.

Самыми первыми религиозным символом становится НЕБО. Бог — это Небо, человек — это земля. Когда мы говорим о небесных обителях у Бога, то, разумеется, мы прекрасно знаем, что речь идет не об облаках. Небо — это символ, это образ; и если человеку надо было сказать, что между ним и его Творцом  расстояние в бездну, то лучшего образа как расстояние от неба до земли он не мог себе придумать. Символика неба становится символикой Бога. Бог на самом деле в физическом плане близок к человеку. “Царство Божие внутри вас”, — говорит Евангелие. У Мусульман в Коране есть вообще великолепная фраза, где  аллах  говорит: “Я ближе к тебе, чем твоя яремная вена”, то есть, та жила, по которой питается мозг кровью. Но в области духовной между Богом и человеком бездна. Какая бездна? Бездна нашего греха. Образ Неба и Земли становяться символом духовной пропасти разделяющей человека и Бога.

И вот огонь — это единственная из всех субстанция, которая преодолевает эту недостижимость. Все предметы падают на землю; а огонь поднимается в высь. Над ним как бы не властна сила греха, сила земли. Поэтому огонь стал у всех народов средством передачи жертвы с Земли на Небо. Впоследствии, в традиции Индии, в Ведах, огонь так и будет называться “Кравья вахана” — “переносчик жертвы”. Открытие и использование огня — это еще некоторое духовное дело, духовный опыт.

В 1856 году открыт неандерталец а в 1908 году немец, Отто Гаузер, находит перовое его захоронение. Это захоронение около местечка Ле Мустье становится революцией в науке. Со времен Энгельса нам внушают, что древние люди не знали семьи, жили первобытным стадом, людоедством грешили, никакой религии и в помине у них не было.

Что касается стада и так называемого примускуиетета (беспорядочных отношений полов), то надо вам сказать, что даже высшие обезьяны (гориллы и шимпанзе) никаким стадом не живут и никакого беспорядочного отношения полов у них нет. Изучение высших приматов совершенно ясно доказало, что уже у них существует так называемая гаремная семья, то есть самец, у которого несколько жен-самок и детеныши. Почему человек должен быть значительно хуже, чем обезьяны, более примитивным в этом отношении — это уж совсем непонятно. Тем более что археологи совершенно точно установили, что древние люди жили небольшими группами родственников по 10-12 человек

Но что касается Мустьерского захоронения, то в науке это открытие вызвало бурю эмоций. Захоронения так просто не возникаю. Это мы с вами привыкли к тому, что умершего человека надо предать земле. А когда этот обычай появлялся, в нем был какой-то смысл, какая-то логика.

Почему люди стали хоронить своих усопших в земле? Никто из животных так не делает. Долгое время партийно идеологизированные ученые пытались доказать, что это было гигиеническое дело. В  учебниках по религиоведению советской эпохи так описывали возникновение первых захоронений. До этого люди уже жили сотни тысяч лет, и имели огромный опыт сознательного бытия, но это все забыто. Авторы этих книг считая неандертальца полным идиотом рисут такую картину. Жила группа неандертальцев в пещере. Однажды, когда они собрались на охоту, увидели, что неандерталец,  назовём его «Ваня» почему то не проснулся на общий завтрак. Потолкали  его в бок, пошевелили, дернули за волосы, а он, все равно не подымается. Далее они заметили что ему стало холодно, потому что весь посинел и похолодел. Не смотря на попытку его разбудить и согреть, Ваня тем не менее на охоту идти не хотел. Но хуже всего было то, что он еще и вонять начал. Его забросали ветками, но он продолжал настойчиво вонять. И тогда им приходит в голову гениальная мысль. Давай те ка мы Ваньку закопаем что бы он не вонял. Так возникли захоронения, с точки зрения марксиских ученых.

А теперь я вам расскажу, что нашел Отто Гаузер и сколь нечистоплотна бывает идеологически ориентированная наука, когда она в вузовском учебнике позволяет писать такую глупость. Найдено было следующее.

В неглубокой, специально вырытой четырехугольной могиле, примерно сантиметров 40, что, кстати, ясно говорит о том, что никакой изоляции от внешнего мира не было, и трупный запах явно ощущался на поверхности, был похоронен юноша, 16-17 лет. Он был положен на правый бок, его колени были слегка согнуты, телу была придана поза сна: его правая рука лежала под головой и на каменной подушке, как обычно спит человек. Ясно, что юноша сначала умер, потом выкопали яму, положили туда тело, которому специально придают позу сна.

Почему поза сна? Конечно, это все имеет свое символическое значение. Когда человек спит, он вроде бы на время умирает, но потом просыпается и опять живет. Древний человек хотел показать: несмотря на то что ты умер, твоя смерть это временный сон. Когда то ты проснешься. Окружающие прекрасно понимали, что он тленен, что его тело разложится, превратится в скелет. Все это они прекрасно знали, не глупее нас с вами были, но символикой захоронения они подчеркивали — наступит момент, когда юноша  проснется или, как мы сегодня говорим воскреснет.

Рядом с этим юношей в могиле лежали кости животного (на самом деле были положены куски мяса, но понятно, что мясо истлело), под протянутой  левой рукой было положено рубило, которым пользовались при работе неандертальцы. Что это означает? Это не означает, что древние люди верили, что человек в могиле будет есть,  и работать. И клали все это для того что бы показать что он ты на самом деле жив, потому что пища и труд — это символы жизни.

Вокруг головы умершего лежали необработанные, но явно специально положенные куски кремня. Кремень, кроме того, что был средством для изготовления орудий, еще был и средством для получения огня. А огонь — это связь человека с Богом.  В погребенном теле, как в этом камне, живет огонь – душа человека. И поэтому именно вокруг головы, то есть того, что особенно связано с личностью человека были положены кремневые камни. Этим как бы высказаны пожелания душе умершего подняться к небу.

На Переднем Востоке сейчас найдено около девяноста захоронений неандертальцев. На горе Кармил найдены захоронения неандертальцев в эмбриональной позе. Колени резко подогнуты до подбородка, голова склонена вперед, пятки касаются ягодиц. Могила овальной формы, напоминающей маткут женщины. Это образ смерти, как нового рождения. Ты умер, ты вошел в утробу земли, но ты должен родиться вновь, как рождается ребенок из утробы матери.

Идея того, что ты должен вновь родиться — это первая идея, связанная с захоронением. Все это не объясняет зачем человек хоронил своих умерших в земле. Объяснение этому дает Библейский текст. “Земля ты еси, и в землю отъидеши”. Это слова Бога, сказанные первым людям будут написаны в Библии через много сотен лет.  А вот первобытный еще не имевший письменности, эти слова знал и помнил.

Впоследствии у человека появится образ груди земли, молока земли, которым питается все живое. И богиня смерти, земли, погребения обязательно будет изображаться с четко подчеркнутой грудью, которой она как бы кормит умершего. Мы все питаемся молоком земли под разным видом, и все потом входим в ее утробу после смерти. Молоко земли это все то что мы едим. Все что входит в нас с пищей это на самом деле земля, какой бы привлекательной эта пище не выглядела. Пища по своей сущности это земля. А могила — это не что иное, как ее утроба. Многие языки народов мира даже сохранили близость этих понятий.  На Руси говорили — “мать сыра земля”. Она наша мать, мы ею питаемся и в нее возвращаемся. Отсюда тайна могилы. И когда древний человек не без труда, у него не было экскаватора и даже лопаты, копал для своего умершего гробовую яму, он имел в виду тот образ, о котором мы с вами говорили.

Пещерная Живопись

30-35 тыс. лет назад человек начал рисовать. Мы обнаруживаем находки пещерной живописи в самых разных регионах мира. Первая такая находка была сделана, в 1886 году в испанской пещере Альтамира.

Конец XIX века — время символизма, время искусства для искусства. Конечно же, тут же стали говорить о том, что древний человек рисовал потому, что он не мог не рисовать: душа пела, и он рисовал. Только вот как-то странно пела у него душа. Она почему-то пела у него в самых глухих дырках пещер, в кромешной темноте. Рисунки эти скрывались и замуровывались. Это явно не было «искусство для искусства».

Следующее предположение что это была так называемая охотничья магия. Но  если это бы это была охотничья магия, то есть человек рисовал для того, чтобы убить зверя, то он бы десятки раз умер от голода, пока этого зверя нарисовал, прежде чем выйти на охоту и убить его. Для того, чтобы нарисовать одну мало-мальски приличную фреску, художник должен был потратить примерно полгода. Работа была очень сложной. Сначала высекалось изображение насечкой, потом растирались специальным образом минеральные красители на естественных органических жирах — на крови и мозге животных. Причем краски готовились очень долго, и наносились на стену по слоям. Только это могло обеспечить такое качество работы, которое позволило этим фрескам уцелеть до сего дня. Пятисотлетняя фреска “Тайная Вечеря” Леонардо да Винчи в Милане, находятся сейчас на грани гибели. А наскальной живописи 35 тыс. лет и находится в прекрасном состоянии. Охотничья магия известна у современных диких народов. Она употребляется как правило накануне дня охоты, а после нее ритуальное изображение тут же уничтожается, — убитое животное как бы символически опять вернуться в свое стадо. В наскальной живописи ничего подобного нет. Изображения делались на века под землей, а входы к этим рисункам замуровывались.

По всей видимости речь здесь идет о чем-то совсем другом. Человек открывает великую тайну живописи, как потом он откроет тайну письменного слова: то, что нарисовано, существует вечно. И поэтому не надо постоянно совершать ритуальные действия, достаточно их нарисовать, и они будут происходить всегда. Это изображение было для человека священным, потому-то оно так тщательно рисовалось, скрывалось, потому его так берегли. Могут пройти века, могут умереть родственники тех людей, ради которых рисовались эти изображения, но вечно будет приноситься жертва в память об этих умерших.

И мы сейчас с вами должны коснуться еще одной важной темы, связанной с нашим сегодняшним днем и с глубочайшей древностью.

Жертвоприношения.

Это тайна жертвы. Древний человек знал, что такое жертвоприношение уже с эпохи неандертальца. Древние люди не поклонялись медведям, зубрам, мамонтам или другим животным. Они их использовали как объект жертвоприношения. Древний человек совсем не должен был охотиться на мамонта или пещерного медведя. Охота на них была очень сложна и трудна, а пищи вокруг было достаточно много. Вокруг кострищ стоянок древних людей мы находим во множественном числе кости мелких животных которыми питались эти люди. Зачем рисковать жизнью, если можно и так наесться и напиться? Но человек начинает делать, с точки зрения материалиста, совершенно абсурдные вещи.

Идея охоты на мамонта абсурдна. Для маленькой общины охота на мамонтов была в высшей степени трудным и материально бесполезным делом: она просто не смогла бы съесть все это мясо, оно бы разложилось, зато огромное количество хищников пришло бы поживиться остатками разлагающегося мамонта, и люди были бы поставлены в опасность. Но они с огромным риском охотились на этих огромных животных. А далее мы находим бивни мамонта и остатки скелета мамонта, в могилах людей верхнего палеолита. Находим особые медвежьи пещеры, где неандертальцы трепетно хранят кости медведя и особенно их черепа. Это явно священные предметы, которые прошли некое религиозное действие.

Древний человек жил очень примитивной жизнью, и у него были очень глубокие образы на простом уровне. Один из них символика еды. Пища нас соединяет с тем, что мы едим. «Мы то что мы едим».  Пища формирует наше тело, а поскольку мы едим землю, то и возвращаемся в ту землю, из которой мы сформированы.

У человека возникла мысль: а где взять такую пищу, которая соединяет нас не с землей, а с небом, не со смертью, а с жизнью? Для этого нужно было нечто земное символически уподобить, сделать образом Небесного. Тогда мы, вкушая эту внешне земную, но на самом деле небесную пищу, будем соединяться не с землей а  с Небом. Но, что сделать образом Небесного? Человек неолита был охотником, он не знал земледелия и скотоводства. Что же ему делать? Естественно, найти самое мощное, самое сильное животное, ибо Бог мощен и силен, а символ в своих параметрах, должен был быть подобным Первообразу. И поэтому наиболее мощное животное (для неандертальца пещерный медведь — гигантское животное, длиной более четырех метров, высотой в холке 1,8 метра; для кроманьонца — мамонт) становится образом Бога. Их ловят, после каких-то священнодействий убивают, мясо вкушают, чтобы соединиться с объектом жертвы, а кости или сохраняют, или кладут в могилы, чтобы небесное пребывание умершего было утверждено таким символом. В этом идея жертвы. Здесь мы встречаемся с древнейшим прообразом Евхаристии.

И эти религиозные символы надолго сохранили свою память, дожив до нашего времени. Немало гербов городов, родов и флагов разных стран носят в себе изображение медведя. На исторической Руси медведь долго остается сакраментальным символом. Возможно что и и игрушечный плюшевый мишка — тоже генетическая память почитания медведя как символа Бога.

ЭПОХА НЕОЛИТА

Далее начинается так называемая эпоха неолита — новый каменный век, когда человек переходит от собирания пищи к ее производству. Возникает земледелие и скотоводство. Человек переходит к оседлому образу жизни

Скотоводство и земледелие возникают не из экономической необходимости, а, скорее всего, из религиозной. Человек в эпоху неолита, сев на землю, создав деревни, первым делом занимается странными вещами. Он начинает хоронить своих умерших, в полу своего дома, в том жилище, где он живет. Этого раньше не было. Все поселения раннего неолита характеризуются тем, что в круглом жилище делается священный участок: примерно по углом 60 градусов, расходящимся от находящегося в центре жилища очага в противоположную от входа сторону, где образуется сектор, в котором есть священная земля, в которой хоронятся кости умерших предков. Иногда их черепа ставятся на полочки в этой священной части жилища. В это время с необыкновенной силой возникает чувство единства рода. Древние люди осознают, что они произошли от своих  отцов и дедов, их кровь течет в них. Они рядом с ними. С одной стороны мы  должны заботиться о них, приносить жертвы, а с другой стороны, они охраняют нас, защищают нас, поэтому их черепа стоят в доме, они как бы участвуют в домашнем совете. Это была первичная  причина, почему человек осел на землю. Он еще не умел разводить растения, выращивать животных этому он научился через 1,5 — 2 тысячи лет после того, как человек сел на землю, а уже стал обитателем оседлых поселений.

Далее умерших перестают хоронить в домах. Их повсюду выносят из жилищ. Впервые возникают кладбища, т.е. “дом живых” и “дом умерших” разделяется

До этого главным центром религиозной деятельности человека было само жилище, где он жил. Там был алтарь, там же приносились жертвы. Но в эпоху неолита дом и храм так же разделяются, жертвенники начинают так же как и кладбища существовать отдельно от жилища.

Интересной особенностью захоронений этого периода становиться маленький глиняный сосудик. Он может стоять в головах умершего, на груди, около рук, их может быть несколько. В быту эти сосуды использовались для хранения масла. Слово «масло», по-гречески “элеус”. В греческом языке слова «милость» и «масло» произносятся одинаково, а пишутся для удобства различения по-разному: одно через обычное “о”, а другое через букву омега. Масло с глубочайшей древности защищало человека от палящего солнца.  А Солнце, Небо, также  с древности, были символами Божественного бытия. Испепеляющие лучи солнца начинают связываться с Божьим гневом. Масло — это символ милости, к которой мы взываем, чтобы Бог простил нам грехи. -«Господи помилуй» по гречески звучит как «Кирие елеисон».  По сути это призыв к Богу быть масляным.  И знаком этой милости является сосудик для масла в погребениях неолита.

КУЛЬТУРА МЕГАЛИТА

Примерно за 5 тыс. лет до Рождества Христова, в совсем отдаленном тогда районе мира возникает странное религиозное движение. Оно не оставило письменности, но прославилось огромными памятниками которые мы можем видеть до сих пор. Около 5-6 тысяч лет до Рождества Христова на берегах северо-западной Европы: в территориях современной Англии, Франции, Дании, Атлантическом побережье Испании — начинают ставить сооружения из громадных камней. Эти сооружения вошли в историю как культура мегалита: “мега” (большие) и “литос” – (камни).  Одно из них всем известно — Стоунхендж. Таких строений были сооружений сотни и тысячи. Они многообразны. Это могут быть такие дома из гигантских каменных глыб, каждая весом по 10 -20 тонн. Это могут быть камни, поставленные кругами. Это могут быть, галерейные гробницы. Люди строили без цемента, простым наложением камней друг на друга.  Над всем этим строением насыпался курган и образовался склеп многоразового использования. Туда  куда раз за разом, век за веком, люди вносили останки, своих умерших.

Эта культура возникает в северо-западной Европе. Она постепенно осваивает все Средиземноморье, добирается до Сирии, Египта и  Месопотамии. Потом распространяется дальше, на побережье Индийского океана.  Памятники мегалитического типа можно встретить в современной Индонезии и даже на островах Тихого океана.

Их строят разные народы. Бытовая культура строителей мегалитов в разных районах мира разная, но вот памятники одни и те же. Здесь мы имеем дело с чем-то наподобие великих религий, которые охватывают собой, побеждают души многих народов. Разным народам передавалась какая-то одна сумма идей. На постройку Стоунхенджа при той технологии, которая была тогда, было потрачено 30 млн. человеко-часов.

Природа северо-западной Европы суровая человеку приходилось работать от зари до зари что бы прокормить себя. Но все свое свободное и даже несвободное время он тратил на строительство этих огромных заупокойных сооружений. Строил потому, желал все свои силы, энергию, все свои возможности потратить на победу над смертью. Он понимал — только полным средоточием сил, полной самозабвенной отдачей религиозному делу, он может надеяться на милость Божью и на победу над смертью.

Все мы привыкли к могильному холму. Когда человек умирает, мы не просто его закапываем, но всегда делаем холмик на могиле и даже не думаем: почему? На Руси языческой и даже в первое время христианской Руси над могилами умерших делались курганы. Это отголосок мегалитической религиозной культуры.

Зачем все это делалось? Археологи, изучая древние гробницы, обнаружили, что там, где более или менее сохранилась окружающая местность в нетронутом виде, есть система рвов и насыпей вокруг этих курганов. Сам курган, имеет вход в  галерею. Когда сделали контрастную аэрофотосъемку, то обнаружилось, что эти рвы и насыпи образуют фигуру полной женщины «fat lady», т. е. жирная госпожа, как ее назвали англичане которые это впервые обнаружили.

Могила сооружений эпохи Мегалита — это утроба земли, а галерейное захоронение с курганом, это не что иное, как беременный живот земли. Внося в эту утробу мертвых , из нее ожидают нового рождения умерших. Сама точка выхода из кургана, т. е. то место, откуда должны родиться умершие, не только по форме анатомически воспроизводит женские детородные органы, но еще и ориентировано на то место на небосводе где 21-22 декабря поднимается солнце, т.е, день  зимнего солнцеворота.  То е на то место где начинается торжество тепла над холодом, света над тьмой, жизни над смертью. О чем это говорит? Это говорит о том, что древние строители надеялись на то, что мертвые воскреснут когда жизнь победить смерть. Сейчас они покоятся в этом чреве своей матери земли, до момента когда они возродятся к тому кто им дал семя жизни – Богу. Но чтобы это произошло, надо сосредоточить силы, отдать Богу всего себя. Мы будем жить в жалких хижинах, мы будем жить самым скромным бытом, но мы все свои силы сосредоточим на том, чтобы сделать угодное Тебе, чтобы показать, что мы ищем не земного, а небесного.

В Западной Европе эта культура угасла примерно за 2 тыс. лет до Р.Х. Видимо, люди не выдержали этого напряжения сил, не смогли так напряженно работать над своим спасением. Когда Западная Европа для нас становится известной (из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, в какой-то степени из «Истории» Геродота), то она живет уже в условиях обычной дикости. Все давно заброшено: люди живут в мире не напряженного искания Бога, а в удобном мире духов.

Оказывается, есть два выхода из любой ситуации. Один — это жертвовать собой ради Бога, умереть ради Бога, чтобы быть с Ним. Если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, родит колос, т.е. один путь — это самоотдача Богу и надежда, что тогда твои грехи будут прощены, а второй путь — это махнуть рукой на Бога, забыть о Нем и сосредоточиться на радостях земной жизни. Этот второй путь, он такой же древний, как и первый.

И вот те народы которые напрягая все свои силы, ищут Небесного, они передают свою эстафету другим, и в Восточном Средиземноморье примерно за 3,5 тыс. лет до Р.Х. возникают уже великие письменные культуры, которые открыли новый способ собирания человеческих сил ради решения религиозных задач. Этот новый способ — государство. Государство возникает, как способ организации жизни для решения религиозной задачи. А те народы, которые махнули на духовную жизнь рукой, не создали ни цивилизации, ни государства, ни письменности, и те из них, кто дошел до нас, это общества, именуемые сегодня неписьменными народами.

Человек религиозный — “хомо религиозус” — это то же самое, что и “хомо сапиенс”. Самое главное и самое сокровенное отличие древнего человека от всего остального живого мира — это то, что он ищет соединения с Богом и желает этого соединения всеми силами. Он работает над этим с колоссальным напряжением сил сознавая свою грешность, свою слабость, стараясь преодолеть ее. И на этом пути в качестве побочного продукта он создает тот мир в котором мы сейчас живем. Но когда он теряет главное направление своего развития, то он одновременно с этим теряет и все то, что было накоплено им в на этом пути. Это касается как искусства, так и науки. Вместо того что бы созидать, они начинают разрушать и человека и человечество.

Комментариев нет

Читайте также

Владыка возглавил праздничное общеепархиальное богослужение

13 мая 2024 года, в седмицу 2-ю по Пасхе, день памяти апостола Иакова Заведеева и святителя Игнатия (Брянчанинова), Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Покровском архиерейском соборе.

Возложение цветов к памятнику Советскому солдату

9 мая настоятелем храма в честь пророка Божия Ильи протоиереем Алексеем Растворовым совместно с прихожанами храма и всеми желающими были возложены цветы к памятнику Советскому солдату.

«Христос пришёл к людям не для того, чтобы их унизить, указав на их падение»

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе – день Радоницы, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме и обратился с архипастырским словом.

Состоялся семинар для духовенства по психологии общения

13 мая 2024 года по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского состоялся семинар по теме: «Дети и взрослые на приходе: психология общения и поддержки детей».

24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
18.05.2024
У памятника жертвам политических репрессий совершена заупокойная лития
17.05.2024
«Мама является для ребёнка первым учителем»
15.05.2024
«Христос пришёл к людям не для того, чтобы их унизить, указав на их падение»
14.05.2024
Состоялся семинар для духовенства по психологии общения
13.05.2024
Возложение цветов к памятнику Советскому солдату
13.05.2024
Владыка возглавил праздничное общеепархиальное богослужение
12.05.2024
«Если Бог сотворил такую красоту на Земле…
12.05.2024
В память о воинах Великой отечественной войны …
12.05.2024
«Цель земной жизни человека неизменна – стяжание Божественной благодати»
12.05.2024
«Пасхальная радость является мерилом нашей любви к Богу и друг другу»
12.05.2024
«Пасхальная радость способна освятить даже развращённые сердца»
11.05.2024
О ВРЕМЕННОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПУБЛИКАЦИЙ НА КАНАЛЕ «ЛЕКАРЬ.ZP»
10.05.2024
ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ЛУКИ ПО ПОВОДУ ДНЯ МАТЕРИ
08.05.2024
Пасхальный визит
08.05.2024
Владыка возглавил богослужение в Светлый Понедельник
08.05.2024
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
08.05.2024
Воскресіння Христове в Церкві Архістратига Михаїла Вільнянського благочиння
08.05.2024
«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
07.05.2024
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
06.05.2024
В Великую Субботу в стенах архиерейского собора состоялось Таинство Крещения
06.05.2024
Пасхальное поздравление для воспитанников психоневрологических интернатов Запорожской области
06.05.2024
Встречайте апрельский номер газеты «Летопись Православия»!
04.05.2024
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии
04.05.2024
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»
04.05.2024
Запорожский митрополит совершил Утреню Великой Субботы с чином погребения Святой Плащаницы
04.05.2024
Архиерейское богослужение в Великий Пяток
04.05.2024
«Поклоняемся страстям Твоим, Христе»
04.05.2024
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
04.05.2024
Владыка возглавил праздничное богослужение в четверг Страстной седмицы
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95