После крестного хода с иконой Божией Матери «Святогорская» запорожцы автопробегом отправились на Афон. Фото г. Запорожье, проспект Соборный 20 марта 2016 г.
Целью участников автопробега является посещение монастырей Афона. Событие приурочено к 1000-летнему юбилею древнерусского монашества на Святой Горе.
20 марта, накануне начала поездки, в день Торжества Православия, в Запорожье состоялся крестный ход с иконой Божией Матери «Святогорская», в Покровском архиерейском соборе Запорожья отслужен чин Торжества Православия, также — молебен «О путешествующих», который совершил архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. На следующий день владыка Лука возглавил автопробег.
Всего в автомобильном паломничестве принимают участие 29 человек. Среди них — священнослужители Запорожской епархии УПЦ, волонтёры и меценаты. На восьми автомобилях за 9 дней они преодолеют более 4 000 км.
Организатором акции выступает Паломнический Центр Украинской Православной Церкви. Маршрут автопробега пройдёт по территории Украины, Румынии, Болгарии и Греции. Программой поездки предусмотрено посещение русского на Афоне Пантелеимоновского монастыря, участие в престольном празднике в храме святителя Григория Паламы в городе Салоники (в день памяти святого 27 марта), а также посещение монастырей и храмов Румынии и Болгарии.
Во время поездки запланирована встреча участников автопробега с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом и Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом.
Участники паломничества возвратятся в Украину 29 марта.
Напомним, что в 2015 году правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ принял участие в автопробеге УПЦ Запорожье-Соловки. Автопаломничество было приурочено к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира и причислению к лику местночтимых Запорожских святых праведного Петра Калнышевского. В автопробеге участвовали 6 экипажей, за 11 суток запорожцы преодолели 6136 километров.
Автопробег УПЦ Запорожье-Афон: 21-22 марта 2016 монастыри Нямецкий, Путна и Сучевица
Нямецкий монастырь в Молдове
Паломническая группа Запорожской епархии УПЦ у святых врат монастыря
XVII в. — первая половина XVIII в. были периодом ослабления иноческой жизни, а старчество было забыто не только на Руси, но и на Святом Афоне. И возродилось оно только в небольших скитских общинах, существовавших в Молдавии. Для возрождения его нужен был деятель, который бы примером личного аскетизма, своим словом, энергией и влиянием ввел старчество в общежительную жизнь русских монастырей. Таким деятелем явился преподобный Паисий Величковский (в миру Петр Иванович Величковский), прошедший жизненный путь от полтавского подростка до игумена Нямецкой лавры. В течение своей более чем 70-лет ней жизни, преодолевая внутренние колебания на пути исканий, он подвизался в различных местах.
Рака с мощами преподобного Паисия Величковского
Некоторое время он подвизался в молдавском монастыре Святого Николая, располагавшемся посреди острова на реке Тясьмин. Здесь он выполнял различные работы с таким усердием, что через некоторое время игумен монастыря постриг 19-летнего юношу в рясофор с именем Платон. Но вскоре православие стало подвергаться гонениям со стороны униатов: церкви закрывались, братию изгоняли из монастырей, и тогда Платон вернулся в Киев. Приют он нашел в типографии Киево-Печерской лавры, где овладел искусством чеканки икон на меди.
Много потом пришлось странствовать ему по России, югу Украины, Молдавии; долго жил на Святой горе Афон, где постигал тайны исихазма. На Святом Афоне ему разрешили поселиться в маленькой келье, вокруг него в нищете жили монахи, погруженные в безмолвие. Он посещал их всех, но не нашел среди них опытных старцев, и больше научался от книг, которые брал у болгарских монахов. Видимо, Богу неугодно было, чтобы преподобный здесь обрел желаемое, и тогда рясофорный монах Платон отдал себя в руки Провидения и остался один.
В отшельнических трудах и молчании он провел три года, а потом его постригли в мантию с именем Паисий. Из-за огромного недостатка на Афоне в священниках и исповедниках и после неоднократных просьб со стороны других монахов преподобного Паисия посвятили в иеромонаха. Он поселился в старой пустой келье, посвященной пророку Илии, построил церковь, трапезную и 16 келий, но скоро и их не стало хватать.
Оказавшись наставником этой братии, преподобный Паисий встал перед необходимостью «поучать» ее, но поучать следовало не собственному разумению (уже одна претензия на это считалась ересью), а от «богодухновенных писаний» и от «святых отцов». Поэтому преподобный Паисий и его ученики стали активно собирать и переписывать славянские книги.
Монахи жили в тесноте, и тогда отец Паисий стал подумывать о возвращении во Влахию, чтобы там устроить новый монастырь. Когда из-за притеснений хозяйничавших на Святой горе турок братии пришлось уехать, у них уже было собрано много интересовавших их книг. Вместе с 60 иноками он добрался до Влахии, но не нашел подходящего места и пошел в Яссы. Здесь он получил от молдавского митрополита дальний монастырь, в котором и поселился со своими единомышленниками, а в 1763 г. перебрался в дальний молдавский монастырь Драгомирна (во имя Сошествия Духа Святого). Здесь началась серьезная переводческая деятельность «родимца полтавского», принесшая отцу Паисию репутацию восстановителя древних монашеских традиций и титул «великого старца». Плодом трудов преподобного Паисия явились переводы творений 24 «отцов-аскетов», составивших первое русское «Добротолюбие».
Когда был заключен мир между Австрией и Россией, часть Молдавии и Буковины отошли к Австрии. Монастырь Драгомирна перешел в латинскую область, сразу же начались гонения униатов. Тогда игумен пограничной области Секула пригласил отца Паисия перейти к нему с братией и занять почти опустевший монастырь Иоанна Предтечи.
Ревностный старец Паисий привел с собой до 300 братий и перенес в новую обитель строгий устав Драгомирны. Инокам было тесно их новое жительство, и тогда отец Паисий стал писать новому господарю Константину Мурузи, чтобы даровали им другую обитель. Им была предложена Нямецкая лавра, которая оказалась очень открытой, что не способствовало безмолвной жизни. К тому же населявшие ее иноки громко роптали на преподобного Паисия, будто бы силой вторгшегося к ним. Смиренный старец не захотел такого общежительства, и во второй раз написал господарю, что не хочет приобретать обитель против воли ее иноков. Но ответ получил очень короткий: «Сотвори послушание и иди в Нямец, ничто же рассуждая».
И тогда отец Паисий, хоть и был душевно удручен, отправился в Нямецкую лавру со своим братством. Они пришли в обитель в праздник Успения, преподобный Паисий приложился к чудотворной иконе Божией Матери, а ночью ему приснился сон, после которого он получил внезапное облегчение от терзавших его тревог. На другое утро он сам совершил торжественную литургию, а потом призвал к себе старцев обители, успокоил и утешил их, так что они перестали роптать и добровольно предали себя его руководству.
Так, с 1779 г. и до самой своей смерти, исполнял преподобный отец Паисий обязанности игумена Нямецкой лавры, где также установил чин Драгомирской обители. Собравшиеся вокруг него 400 братий, желавшие проходить послушание в соответствии с традициями древнего православного монашества, заполнили обитель и все окрестные скиты.
Склеп с гробом преподобного Паисия Величковского
Для молдавского края этот монастырь имел такое же значение, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры для России. На протяжении пяти столетий Нямецкая обитель была источником религиозно-нравственного просвещения православных молдаван, из ее стен вышло много молдавских епископов и митрополитов.
Общий вид монастыря
Нямецкая лавра в Запрутье, которая ведет свою историю с 1367 г., всегда пользовалась покровительством молдавских господарей. Известно, что устроителем соборного храма лавры был господарь Стефан Великий.
В Нямецком монастыре преподобный Паисий создал своеобразную духовную школу, ученики которой сыграли большую роль в возрождении православного монашества. Целью иноческих подвигов он поставил духовное возрастание во Христе, а средством к достижению этой цели и стал «путь старчества». По заведенному преподобным Паисием порядку братия каждый день открывала свои помыслы духовным отцам. Если между иноками возникало какое-нибудь неудовольствие, оно должно было в тот же день закончиться примирением. Если же кто-то не хотел мириться, того преподобный Паисий подвергал отлучению, чтобы он и на порог церковный не смел ступать, и молитву «Отче наш» не читал, пока не примирится. Келья самого преподобного Паисия не закрывалась до позднего вечера, и каждый инок мог прийти к нему со своими душевными и телесными недугами. В своих наставлениях старец не упрекал их, а старался утешить и направить на путь истинный.
Среди монахов, собравшихся вокруг преподобного Паисия, были люди самых разных национальностей: молдаване и русские, украинцы и болгары, сербы… Поэтому преподобный Паисий установил параллельное богослужение на молдавском и церковнославянском языках, а также составил монашеский «Устав и чин общежительной жизни». Широко известна была и просветительская жизнь преподобного Паисия, написавшего много богословских сочинений.
Как религиозный центр края, Нямецкая лавра обладала большими богатствами и имела угодья, скот, имения и другое добро как в Молдавии, так и в Бессарабии. И очень многих манило это богатство! Над знаменитым монастырем, как и над всей православной церковью Молдавии, разразилась гроза. В 1859 г. княжества Валахия и Молдавия объединились в единое государство во главе с Александром Кузой. Правительство нового государства решило подчинить себе Молдавскую православную церковь и приняло соответствующий документ, согласно которому не только сами министры, но и их подчиненные могли свободно распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами, не спрашивая на то разрешение митрополита. Вполне естественно, согласно опять тому же документу, решено было провести конфискацию церковных и монастырских имений в пользу государства. И чтобы претворить свои планы в жизнь, власти создали особую комиссию из пяти светских и двух духовных лиц, в обязанности которой входило заведывание монастырскими делами в княжестве.
В середине июня 1859 г. комиссия, которую иеросхимонах Андроник (свидетель тех событий) назвал «разбойничьей», без предупреждения нагрянула в Нямецкую лавру в сопровождении жандармов и объявила настоятелю монастыря архимандриту Герасиму, что они явились отобрать монастырские имения. На это благородный старец ответил: «По доброй воле я не отдам монастырских имений. Правительство их может отобрать только силой, так как братия не имеет оружия, чтобы противиться». Возмущенные столь «дерзким ответом», члены комиссии приказали братии собраться в трапезной, где и зачитали им указ об изъятии монастырских земель. Пока пораженные иноки пребывали в недоумении, комиссия уже опечатывала двери монастырского архива и канцелярии, где хранились документы и дарственные грамоты, дававшие обители право владеть землями и имениями.
Была опечатана также и библиотека Нямецкой лавры, в которой хранились ценные книги и рукописи на разных языках. А затем комиссия посягнула на вековые правила монашеской жизни. Как указывалось выше, по «Уставу» богослужение в лавре велось на молдавском и славянском языках. А комиссия взяла и закрыла все книги на славянском языке, запретив отправлять службу на церковно-славянском языке и поминать русских святых. Протесты монашествующей братии не дали никакого результата, а последующие гонения на иноков привели к тому, что они стали тайно покидать лавру и уходить в другие монастыри (в основном на Святой Афон).
Многие, ища покровительства православного императора России, подались в Бессарабию, которая еще в 1812 г. вошла в состав Российской империи.
В Бессарабии у Нямецкой обители было много имений (Копенка, Кицканы, Котово, Немцены и др.), которыми управлял особый уполномоченный Лавры. В тот период им был иеромонах Феофан Кристя. Узнав об ограблении Нямецкой лавры, он немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хутынскому Антонию с ходатайством найти способ защитить Лавру. А если выход из сложившейся ситуации не будет найден, то просить Святейший Синод Российской империи о разрешении построить в Бессарабии новую обитель, которая стала бы продолжательницей традиций Нямецкой лавры. С подобным прошением отец Феофан обратился и к митрополиту Софронию Миклеску — защитнику православной церкви в Молдавии. Митрополит Софроний наделил отца Феофана особыми полномочиями на право ходатайствовать перед российским правительством о защите православных монастырей Молдавии.
Наделенный такими полномочиями, отец Феофан в 1860 г. отправился в Санкт-Петербург. Он поставил перед собой задачу (одну из многих) — хлопотать о возвращении имений Кицканы и Копанка во владения Нямецкой лавры. В ноябре этого же года соответствующие решения были приняты, но свои имения Лавра не получила. Румынское правительство и, в частности, министр по церковным делам решили лишить отца Феофана всех полномочий, возвратить его на родину и арестовать здесь. Для выполнения своей цели они даже пытались склонить братию Нямецкой лавры подписать документ, в котором говорилось, что они лишают отца Феофана полномочий и сами требуют его возвращения в монастырь. Но иноки отказались его подписать.
В апреле 1861 г. иеромонах Феофан ходатайствует перед епископом Кишиневским и Хотинским о разрешении устроить в уже возвращенных имениях Кицканы и Копанка нового мужского монастыря для размещения в нем монахов, прибывших из Молдавии.
Сейчас в самом монастыре подвизаются 63 монаха и еще 50 – в скиту. Рядом с монастырем находятся храм во имя святого Иоанна Сучавского и больница. В храме есть чудотворная Нямецкая икона Божией Матери. Во время нападения турок в 1821 году она была обретена как раз на том месте, где позже был построен скит. 100 лет спустя в двух километрах от этого скита был построен еще один скит. Всего у нашего монастыря восемь скитов – в горах и в лесу, неподалеку от монастыря. В 60 километрах от монастыря расположены монастырские виноградники – семь гектаров земли.
Нямецкая икона Божией Матери
Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери в 1401 году была пожертвована Византийским императором Иоанном Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722–1794).
Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители – каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители.
Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».
Другой замечательный список, оклад для которого изготовил лучший в те времена художник по металлу Ф.А. Верховцев, был сделан с чудотворной иконы для новообразованного Ново-Нямецкого монастыря. 10 октября 1864 года список святыни был встречен в обители словами: «В обитель нашу Ново-Нямецкую приходит Сама Царица и Спасительница рода христианского. Наша Надежда и наша Заступница. Припадем к Богородице и вознесем к Ней с сокрушенным сердцем свои молитвы». От этой иконы также произошли многочисленные чудотворения, свидетельства о которых хранятся в центральном архиве г. Кишинева.
В настоящее время чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привлекая к себе на поклонение тысячи паломников, пребывает в румынском Нямецком монастыре.
Монастырь Путна в Румынии
Паломничество по румынским монастырям следует начинать с Путны. Именно в этой самой северной румынской обители, стоящей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраивается.
Общий вид монастыря Путна
Монастырь называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм.
Прижизненный портрет Стефана Великого
Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. Монастырь был объектом особого внимания румынского царя: он лично следил за ходом строительства. Со временем обитель стала некрополем молдавских господарей. Всего здесь захоронено 28 правителей, большинство из них принадлежат к знаменитой династии Мушатинов. Сам святой Стефан покоится под спудом внутри собора Успения Божией Матери — главного монастырского храма.
Место упокоения господаря Стефана Великого
Собор построен в типичном для румынской Буковины стиле, который также называют стефановым стилем: парящая крыша, входы с северной и южной сторон, полукруглые выдающиеся клиросы — вот его характерные черты. Но это не самый первый храм. От первой церкви остался лишь фундамент. В середине XVII века церковь вместе с другими монастырскими постройками реконструировалась. И в то время, в 1653 году, монастырь вместе с другими обителями и храмами Сучавского края подвергся нападению со стороны казаков Тимоша Хмельницкого, вторгшимися сюда во время борьбы за престол Молдовы, что привело к ограблению и разрушению многих церквей и монастырей. Успенский собор также был осквернен ограблением. Но уже через девять лет он был восстановлен на старом фундаменте в первоначальных формах и размерах.
О том, что храм, как и большинство знаменитых церквей Сучавы, был расписан снаружи, утверждает летописец Иоанн Некулче. У него встречается упоминание, что стены собора Успения Божией Матери были «покрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружи». Это свидетельство видимой жертвы Богу великого румынского святого. Основа святости Стефана видна в словах, сказанных незадолго до смерти: «Господи, Ты единственный, Кто знает, что в моем сердце. Никакая ересь, никакой обман, даже пламя юношеской страсти не смогли соблазнить меня. Но помоги мне укрепить свою веру на камне, который есть Сам Христос, чей крест я всегда держу у своей груди, и свою жизнь приклонить Тебе. Имею надежду непоколебимую к Отцу веков, с помощью Которого победил и изгнал всех врагов».
Единственным сохранившимся целиком сооружением времен Стефана Великого является Казначейская башня.
Чтобы закончить печальную страницу истории Путны, следует вспомнить, что за свою пятивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году, в 1691 году ляхами Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками). Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. А с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации.
С самого своего основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь страны. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Во время оккупации, несмотря на все притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын.
Икона Успения Божией Матери, вышитая братией монастыря
На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим.
Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955–1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой.
Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.
Отдельной страницей в летописи монастыря вписано время строительства коммунизма. В 1959 году на основании декрета № 410 три четверти монастырей в Румынии были закрыты. Судьба монашествующих складывалась по-разному: одних посадили, других отправили по домам и «социально интегрировали», но и тем и другим пришлось не сладко, как впрочем и тем, кто продолжал нести монашеский подвиг в оставшихся обителях. Последним приходилось исповедывать свою веру в условиях безбожной власти. Путна за всю свою филиала «анахронического и коррумпированного института», как тогда представляли Церковь, ее великие пастыри: архимандриты Пимен, Герасим и Иакинф, иеросхимонах Кесарий, монахи Марк и Иоанн… Здесь хорошо помнят всех, кто со смирением и крепостью боролся и победил зло богоборческой идеологии, восставшей на живое учение святого Евангелия. Богослужениями, проповедями и поучениями, экскурсиями по монастырю, благодеяниями и подаяниями насельники Путны сохраняли в душах православных румын веру отцов и любовь к своему народу. Плодами их исповедничества стали тысячи верующих, пришедшие в монастыри после революции 1989 года и омоложение румынского монашества.
Сегодня румынские монастыри достаточно населенные. В Путну собирается братия со всей страны. Сейчас в обители подвизаются 95 человек, среди них один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха и 20 иноков.
В настоящее время в обители работают все традиционно бывшие там мастерские: иконописная, резьбы по дереву, ювелирная, реставрации церковной утвари и проч. Ныне здесь производят настоящие шедевры церковного искусства, не уступающие по качеству создававшимся ранее. Кроме того, монастырь славится своей технологией золотого напыления.
У обители большое подсобное хозяйство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. Они составляют как бы «вторую монастырскую общину».
В Путне находится немало святынь: чудотворная икона Божией Матери, мощи трех святителей — Василия, Григория и Иоанна, преподобного Даниила Отшельника, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца… В обители есть восемь икон конца XIV — начала XV века, которые называют «Рублев Путны».
Чудотворная икона Божией Матери
С наружной стороны собора, справа от алтаря, покоится святитель Илия (Иорест), постриженик Путны, бывший митрополитом Трансильвании. Он стал исповедником во времена гонений, развязанных мадьярами-кальвинистами. После изгнания с кафедры и заточения святитель вернулся в Путну, где и закончил свой земной путь в 1678 году. Румынская Православная Церковь канонизировала митрополита Илию в 1955 году, день его памяти 24 апреля.
Монастырь Сучевица в Румынии
Монастырь Сучевица (рум. Mănăstirea Suceviţa) — православный монастырь на северо-востоке Румынии, в южной части исторической области Буковина. Располагается в селе Сучевице вблизи одноимённой реки, в 18 км. от города Рэдэуци (жудец Сучава). Монастырь был построен в 1585 году Иеремией и Симоном Могила (отцом святителя Петра Могилы).
Монастырь в Сучаве
Архитектурный облик монастыря содержит византийские и готические элементы, а также элементы декора, характерные для раскрашенных церквей Молдавии. Монастырь внутри и снаружи покрыт росписями, которые имеют большую художественную ценность, иллюстрируя сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Монастырский комплекс имеет квадратную форму (100 на 104 метров) и окружён высокими (6 метров в высоту и 3 метра в ширину) стенами. Помимо этого на каждом углу располагаются по одной оборонительной башне. В настоящее время в одной из стен комплекса находится музей, в котором собрана большая коллекция предметов искусства и истории.
Главная святыня – мощи святого великомученика Иоанна Сочавского, который жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским потому, что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве.
Мощи святого великомученика Иоанна Сочавского — общий вид
Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей. Не только в собственной жизни, но и в делах своих он следовал Христову учению. Купец по роду своей деятельности, святой Иоанн строго соблюдал деловой этикет в торговле и милосердовал о подчиненных; совершая торговые странствия, посещал многочисленные христианские святыни и мощи святых угодников. Профессия купца не отложила на нём печати стяжательства и жадности.
Однажды ему пришлось плыть на корабле, владелец которого не был православным христианином. В споре о вере святой Иоанн, хорошо знавший Священное Писание и творения святых отцов, обличил неправомыслие корабельщика, и тот затаил на святого злобу. Во время стоянки корабля в Белгороде Босфорском (по другим источникам в Аккермане – Белгород на Днестре) хозяин корабля донес правителю города, язычнику – огнепоклоннику, что святой Иоанн хочет отречься от Христа и поклоняться огню.
Правитель пригласил святого во дворец и с честью принял его. «От многих мы знаем, что ты человек достойный, — ласково говорил он, — и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасной и истинной верой нашей. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом, отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш». Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение. Исполнившись Божественной ревности, св. Иоанн, грозно взглянув на правителя, сказал: «Ты явно лжешь! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтобы удостоиться Царства Небеснаго». После сего громко исповедал свою веру во Единаго Бога, в Троице славимого, и себя христианином. После этого он был предан жестоким мучениям: святого нещадно били палками, так что тело его было залито кровью. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи, а мучители еще сильнее бичевали его, так что он уже не стал подавать голоса. Но поскольку был уже вечер, то избитого заковали в цепи и отволокли в темницу. На другой день его вновь пытались заставить поклоняться огню, но все усилия мучителей были бесполезны. Святой Иоанн славил Христа и старался обратить язычников к вере истинной. Никакие пытки не сломили волю святого мученика. «Бей жезлами, — говорил он правителю, — жги огнем, утопи в воде или рассеки мечом и, если есть у тебя, иные, более лютые муки, не ленись причинить их мне: все готов радостно принять ради любви ко Христу моему».
Святого Иоанна привязали за ноги к хвосту дикого коня, которого стали гнать по улицам города. Над страданиями мученика потешались иудеи. Один из них догнал влачимого мученика и отсек ему голову. Палачи отвязали тело и оставили его с головой на том же месте среди улицы, и никто из христиан не смел его погребать.
Ночью многие видели над телом мученика огненный столп и множество святящихся лампад. Три светоносных мужа воспевали священные песнопения и кадили вокруг него. Некий иудей принял этих мужей за христианских священников и хотел застрелить одного из лука. Но когда он натянул тетиву, лук и стрела будто приросли к его рукам – стал недвижим, связанный невидимой силой Божией. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, правитель разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Владелец корабля, раскаявшись в содеянном, хотел тайно взять тело мученика. Ночью он раскопал могилу и намеревался изъять мощи. Святой Иоанн в сонном видении предупредил об этом пресвитера храма, и тот остановил вора. Честные мощи были перенесены в алтарь храма, где пролежали более 70 лет. От мощей происходили различные чудеса: сиял свет, распространялось благоухание, многие больные получили исцеления. Правитель Молдо – Влахийского княжества Александр перенес мощи святого Иоанна Нового в свою столицу Сочаву.
Мощи святого великомученика Иоанна Сочавского
Множество чудес связанны со святым, которые неиссякают и в наши дни. Приводятся многие свидетельства чудесных исцелений от слепоты, немоты и паралича, совершившихся по молитвам святого.
Фото: священнодиакона Илиодора (Кугатова)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ