×
Пятница, 17 Мая 2024
мц. Пелаги́и, девы Тарсийской;
прпп. Никиты (Ни́фонта),
Кирилла,
Ники́фора,
Кли́мента,
Исаа́кия;

сщмч. Ера́зма;
сщмч. Альвиа́на;
сщмч. Сильва́на;
сщмч. Иоа́нна Васильева;
сщмч. Николая Тохтуева;
Икон Божией Матери: Старорусская.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/prakticheskaya-antropologiya-o-chelovek
11 Ноября 2015 г

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Пролог

Архимандрит Спиридон Кисляков, проводя миссионерскую работу среди буддистов Сибири, как-то услышал от одного из них, что он не принимает христианство вовсе не потому, что оно ему само по себе чем-то не нравится, а потому, что до того дня, как к ним в Сибирь приехали христиане, дома у них не запирались А вот теперь христиане научили его соплеменников красть, пить и жить развратно [1]. Приблизительно тоже самое говорили загнанные в резервации индейцы Северной Америки на предложение христианских миссионеров принять крещение. Так что же такое с нами случилось, что вместо того, чтобы быть солью и светом миру, мы стали жить «как все»?

Давайте попробуем понять, как структурируется личность христианина в сложной многополярности человеческих отношений, подойдя к этому вопросу системно.

Человек в своем личностном росте развивается в разных сферах жизнедеятельности. Базовыми из которых являются ПРИРОДНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ сфера.

Природная сфера жизни

В ней мы поначалу учимся, как и все животные владеть телом и удовлетворять свои базовые биологические потребности в тепле, защите пище, безопасности, и т.п. Но человек не простое животное, он является мерилом всех вещей [2]. Каждый сам для себя принимает решение о том, чего и сколько ему нужно. Самым страшным, личностно разрушительным фактором в этой сфере человеческой жизнедеятельности может стать гедонизм — стремлением к наслаждению.

В мультфильме «Незнайка не Луне» есть сюжет, позаимствованный из сказки о приключениях Пиноккио. Он описывает ситуацию когда на некий таинственный остров, попадают люди которые купились на рекламу. Человек на этом острове проводит время во всевозможных удовольствиях и развлечениях. Но итогом такой жизни будет гарантирование оскотинивание поселенцев острова. После чего из них делали фарш для приготовления пищи.

Поучительный научный эксперимент был поставлен с крысой, в мозг которой вживили электрод, стимулирующий «центр удовольствия» [3]. Крыса перестала интересоваться всем — даже едой. Она так и умерла — в наркотическом «кайфе», беспрестанно нажимая клавишу подачи тока в «центр удовольствия». Неумение контролировать степень удовлетворения своих базовых потребностей приводила к исчезновению целых этносов. Сытая, изнеженная греко-римская цивилизация закономерно проиграла племенам голодных, непритязательных к быту варварам [4].

Отсутствие контроля над базовыми потребностями вносит деструкцию в душу человека, способствуя ее деградации.

Социально-культурная сфера

Человек относится к той группе существ, которая исключает возможность обособленной жизни. Если ребенок рос среди зверей, то он уже никогда не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе и стать его полноценным членом [5]. Начальный опыт отшельнической жизни среди монахов показал, что единицы могут жить в полном уединении, большинство же деградирует или сходят с ума. Поэтому, уже первые монастыри устраиваются по общежительному типу [6].

В своем развитии человек проходит определенные стадии, которые принято называть этапами переходного возраста. Ключевое слово для каждого этапа — переоценка ценностных установок и ориентиров.

Уже на ранних этапах взросления человек начинает формироваться не только социально, но и нравственно. В определенных жизненных ситуациях ребенку нужно сделать выбор между несколькими вариантами поведения. Например, идя по улице, он впервые находит утерянный кем-то мобильный телефон. Ему нужно сделать выбор как себя повести в данной ситуации.

Этот выбор в будущем станет парадигмой его поведения во всех подобных ситуациях, которые потом будут возникать в его жизни. Поэтому драматичность внутренней духовной борьбы с возрастом теряет свою актуальность, поскольку человек со временем вырабатывает алгоритм поведения в обстоятельствах, которые требуют его нравственного выбора.

Психологи проводили эксперимент, задавая детям разного возраста один и тот же вопрос: «Кто больше виноват? Тот, кто СПЕЦИАЛЬНО разбил одну недорогую старую кружку, или тот, кто разбил НЕЧАЯННО очень дорогой ценный сервиз»? Как правило, дети поменьше склонны были винить того, кто разбил дорогой сервиз, но с возрастом их взгляды менялись, и они стали понимать, что оценивать человека нужно не по поступку, а по намерению. Мотив — это то, что является главной содержательной частью любого поступка.

Само намерение не является первичным продуктом нравственного выбора. Это плод невидимой работы или борьбы, которая происходила в сфере мысли, чувства и воли. Первый зародыш греховного намерения, проявляется в т.н. прилоге, этом фантоме мысли, который начинает стучать в наше сознание с желанием устроиться там на ПМЖ. Если система внутренней безопасности определит в нем врага и не пустит в сферу нашего внимания, то на этом все и закончится. Но, если греховный инстинкт, живущий в душе, придет к начальнику безопасности (нашей совести) и закажет прилогу пропуск, то он попадает в зону внимания человеческого сознания, для более подробного изучения.

На этом, втором этапе, еще есть большая вероятность депортации прилога из сферы наших жизненных интересов. Но, если этого не происходит, то начинается третий, более опасный этап, который у святых отцов называется сочетание. Ум, рассмотрев прилог и найдя его привлекательным, выдает ему зелёную карту и предлагает пройди дальше «по коридору». Там он попадает в область сердца, в сферу чувств и эмоций, с которыми у него начинается услаждение, т.е. интимные, сладостные отношения.

После этого выдворить прилог становится практически невозможно. Коронация прилога, с выдачей неограниченных полномочий действовать по своему усмотрению, у святых отцов называется пленением. Эти пять этапов проходят все наши мысли и желания, в т.ч. и греховные. Разница только в скорости прохождения.

Первый этап, т.е. прилог, сам по себе не является грехом. Не нужно бояться греховных мыслей, которые стучатся в наше сознание. Это лишь пробный выстрел в нашу сторону. Святые отцы учат о том, что мы не можем запретить воронам (греховным помыслам) кружить над деревом нашего мысленного сада, но мы должны следить за тем, чтобы они не свили там гнездо. Источники появления прилогов могут быть самыми разными. Они могут быть как формой нашей собственной мыследеятельности, так и провокацией со стороны врага рода человеческого.

Для человека, растущего в социуме и не имеющего никакого религиозного мировоззрения, главным и единственным критерием различения добра и зла является его совесть.

Совесть

Совесть — весьма загадочное явление для атеиста. Если предположить, что одна из древних обезьян психанула, слезла с дерева, взяла палку и стала ею истово копать, делая так до тех пор, пока не выкопала московский метрополитен (т.е. «труд сделал из обезьяны человека» К. Маркс), то не понятно, на каком этапе трудового развития у нее вдруг возникла совесть?

Религия говорит, что совесть — это нравственный ориентир, данный нам от Бога.

Свидетельством того, что он одинаковый для всех людей, являются базовые общечеловеческие ценности, а также сказки и мифы разных народов мира. Независимо от веры, места жительства и уровня развития, у всех народов понятие трусости, жадности, мужества, доброты, смелости, подлости и прочь — одинаковые. Мы все являемся носителями общих нравственных критериев.

Даже не имея веры в Бога и никогда на задумываясь о Его существовании, человек все равно будет судим по закону, который написан Богом в его сердце (Рим 2: 12-16). Совесть ему будет и судьей и прокурором. Уже при жизни человека может начаться внутреннее судебное разбирательство над душой. Ф.М. Достоевский очень хорошо описал это в своих произведениях.

Стыд

Безнравственный поступок всегда вызывает чувство стыда. Стыд — это показатель духовного иммунитета человека. Когда ОРЗ начинает атаковать человека, то иммунитет реагирует на него тем, что активирует нашу биологическую самозащиту: появляется температура, жажда и прочие признаки того, что организм активно борется. Когда грех входит в душу, стыд начинает бить тревогу, пробуждая чувство вины и раскаяния. И чем сильнее иммунитет, тем оно будет глубже и эффективнее. Это говорит о том, что совесть жива и она стоит на страже души. Но тогда откуда берутся люди с прожженной совестью, потерявшие совесть? Как человек может дойти до такого состояния?

Потеря совести

Отмораживание совести аналогично отмораживанию руки. Когда мы выходим на мороз без перчаток, наши ладони начинают ныть и покалывать. Их инстинктивно хочется растереть, чтобы усилить приток крови, или спрятать в карман, чтобы они согрелись. Тоже происходит и с совестью. Когда человек начинает игнорировать боль от покалывания совести, когда он ее не согревает покаянием, или хотя бы сожалением, совесть начинает постепенно отмерзать. Это происходит не быстро, и не сразу. Шаг за шагом, начиная с малого, человек постепенно приходит к большому злу. Главный закон — потеря совести начинается с оправдания себя в мелочах. Игнорируя боль совести, мы провоцируем отмирание ее клеток.

Эпилог

Живя в социально культурном мире, мы постепенно приспосабливаемся к модели его существования и находим свое уникальное место в сложном узоре общественной жизни. Но человек, в отличие от животного, устроен значительно сложнее. Кроме собственного Я, у него есть множество социальных масок, которые он меняет в зависимости от ситуации. В безднах человеческого подсознания записаны миллиарды моделей поведения, которые он извлекает оттуда по мере их актуализации. Где-то в нас живет тень нашего идеального Я, которое является проекцией замысла Божия о нас самих.

С ней мы себя сравниваем и стремимся воплотить ее в себе. В нас живет генетическая память предков, которая проявляет себя в разных архетипах поведения. Да и то существо, которое мы отождествляем с самим собой и называем своим Я или своей Личностью (Ипостасью), на самом деле известно нам лишь отчасти. Человек не тождественен самому себе. В нас есть такая глубина, которая ведома только Богу. Мы лишь плаваем по узкой поверхности потока наших психических переживаний, над океаном собственной бездонности. И чем больше в глазах человека глубины, тем отчетливее видна печаль на его лице, чем больше в нем мудрости, тем глубже его одиночество (Еккл.1, 18).

Все вышеизложенное касается природной и социально-культурной сферы бытия человека. Но главная драма борьбы за спасение человеческой души развивается в духовно-религиозной сфере. На поле человеческого сердца бьются две центробежные силы, одна из которых понуждает человека Быть, другая Иметь. Вектор всей деятельности человека будет направлен в том направлении, на которое укажет победившая сторона. Но об этом мы продолжим разговор в следующей нашей публикации.

1. о. Спиридон. «Из виденного и пережитого» // «Христианская мысль», 1917.

2. «Человек мерило всех вещей» Слова древнегреческого философа-софиста Протагора.

3. Центр удовольствия был открыт в 1950 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером. Крысы в ящиках Скинера с имплантированными в прилежащее ядро мозга металлическими электродами начинали повторно нажимать на рычаг, который активировал зону удовольствия, забывая впоследствии о принятии пищи и воды. В конечном итоге они умирали от истощения.

4. Лев Гумилев. «Этногенез и биосфера Земли». Трактат (1979 г.), посвящен проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям.

5. Известны 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 медведями, 11 обезьянами, 1 леопардом, 1 овцой. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в логове вместе в выводком волчат девочек восьми и двух лет. Обе вели себя в доме так, как обычно ведут животные. Младшая скорее умерла, старшая прожила еще 10 лет. Из них два года ее учили стоять, четыре ходить, впрочем безуспешно, бегала она все — равно на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание шести слов. Дальше языковой прогресс в развитии не пошел. Она превратилась из дикого в ручное животное. В 19 веке английский психолог Итард выкупил у бродячего цирка мальчика, пойманного в лесу. Итард его приручил, но на этом все и закончилось. В одной из своих книг он впоследствии написал: « Человек может только в обществе добиться того исключительного положения, к которому его предназначил Бог. Не будь цивилизации, он оказался бы самым ничтожным и неразумным животным».

6. См. Житие Пахомия Великого (ок. 292-348)

Протоиерей Игорь Рябко

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

«Цель земной жизни человека неизменна – стяжание Божественной благодати»

11 мая 2024 года, в Светлую Субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь свв. блг.кнн. Петра и Февронии.

«Если Бог сотворил такую красоту на Земле…

12 мая 2024 года, в день Антипасхи, во вторую неделю по Пасхе, апостола Фомы, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова, обратившись затем к молящимся с проповедью.

В память о воинах Великой отечественной войны …

9 мая 2024 года после проведения заупокойной литургии о павших воинах вольнянский благочинный протоиерей Вячеслав Гончаренко и иерей Вячеслав Рябчун с несколькими прихожанами Свято-Владимирского храма направились к Мемориалу Славы г. Вольнянск, чтобы почтить память всех воинов Великой Отечественной Войны и возложить к подножию памятника цветы.

«Христос пришёл к людям не для того, чтобы их унизить, указав на их падение»

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе – день Радоницы, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме и обратился с архипастырским словом.

24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
15.05.2024
«Христос пришёл к людям не для того, чтобы их унизить, указав на их падение»
14.05.2024
Состоялся семинар для духовенства по психологии общения
13.05.2024
Возложение цветов к памятнику Советскому солдату
13.05.2024
Владыка возглавил праздничное общеепархиальное богослужение
12.05.2024
«Если Бог сотворил такую красоту на Земле…
12.05.2024
В память о воинах Великой отечественной войны …
12.05.2024
«Цель земной жизни человека неизменна – стяжание Божественной благодати»
12.05.2024
«Пасхальная радость является мерилом нашей любви к Богу и друг другу»
12.05.2024
«Пасхальная радость способна освятить даже развращённые сердца»
11.05.2024
О ВРЕМЕННОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПУБЛИКАЦИЙ НА КАНАЛЕ «ЛЕКАРЬ.ZP»
10.05.2024
ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ЛУКИ ПО ПОВОДУ ДНЯ МАТЕРИ
08.05.2024
Пасхальный визит
08.05.2024
Владыка возглавил богослужение в Светлый Понедельник
08.05.2024
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
08.05.2024
Воскресіння Христове в Церкві Архістратига Михаїла Вільнянського благочиння
08.05.2024
«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
07.05.2024
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
06.05.2024
В Великую Субботу в стенах архиерейского собора состоялось Таинство Крещения
06.05.2024
Пасхальное поздравление для воспитанников психоневрологических интернатов Запорожской области
06.05.2024
Встречайте апрельский номер газеты «Летопись Православия»!
04.05.2024
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии
04.05.2024
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»
04.05.2024
Запорожский митрополит совершил Утреню Великой Субботы с чином погребения Святой Плащаницы
04.05.2024
Архиерейское богослужение в Великий Пяток
04.05.2024
«Поклоняемся страстям Твоим, Христе»
04.05.2024
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
04.05.2024
Владыка возглавил праздничное богослужение в четверг Страстной седмицы
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95