Сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола.
«Мы видим, как дьявол безуспешно пытается возбудить в Господе нашем чувства, которые нам хорошо известны, – говорит Его Высокопреосвященство. — И вряд ли эти чувства от Бога. Похоть плоти, чувство гордости, себялюбия, тщеславие, зависть – орудия в руках дьявольских. Поддаваясь лукавым увлечениям, человек становится рабом своих страстей. И первой из них, с которой начинается путь нравственного падения, является зависть. В то же время, ничто так не свидетельствует о возвышенности души, как отсутствие в ней зависти. Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она. «Где зависть, там живет и отец зависти дьявол, а не Бог любви», – учат святые отцы. Вот почему так важны для нас ответы, которые дает Иисус во время искушений в пустыне. Они дают возможность проникнуть в смысл служения Господа и понять, какую систему ценностей принес Он миру. Отвергая первое искушение хлебом, Господь вовсе не отвергает ценность материального начала нашей жизни. Не ценность хлеба насущного отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека. После двух безуспешных покушений возбудить в Господе нашем Иисусе Христе похоть плоти и чувство гордости житейской и склонить Его к проявлению Своей чудодейственной силы ради целей себялюбивых, дьявол приступает к Нему с третьим, наиболее решительным искушением, – искушением властью. Говорят, что власть развращает человека, а абсолютная власть, развращает абсолютно. Происходит это в первую очередь потому, что такому человеку начинается казаться, что он властелин мира, что он свободен поступать так, как ему заблагорассудится. Власть для него становится самой главной ценностью, которая якобы делает его абсолютно свободным. Но только верующий человек знает, что делает его по-настоящему свободным. Не либеральные ценности, о которых так много говорят, делает человека свободным, они поощряют вседозволенность, а не свободу. Христос приходит в мир, чтобы дать человеку истинную свободу, освободить его от страстей, которые порождают грех, а значит, делают рабом в руках дьявольских».
Поздравляя прихожан храм с престольным праздником, Его Высокопреосвященство пожелал никогда не забывать для чего рождается и приходит в мир Христос.
«Господь показывает, что на самом деле для нас является ценным. И когда мы действительно научимся угождать Богу, Он всегда будет с нами.Господь отвергает искушения в пустыне, потому что каждое из них радикально изменяет ту систему ценностных координат, которая составляет суть Благой вести. Каждое из них разрушает целостность Евангельского послания. Принять искушение означало исполнить волю дьявола, отказавшись от следования воле Божией.Господь снабжает нас в путешествии по морю житейскому совершенно иной системой нравственных ценностей. И Евангелие открывает нам истины, которые одни способны сделать человека счастливым по-настоящему, ввести его в полноту бытия. Эти истины и есть суть учения Христа Спасителя, — сказал владыка.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви