«В праздновании Нового года верующий человек видит религиозный смысл, – это получение благословения на начало и прохождение нового временного жизненного этапа, исчисление которого связано с Рождеством Христовым. В истории человечества Рождество Христово и Новый Год связаны между собой. Правда, по-прежнему немало тех, кто упорно не желает этого признавать, считая, что это – исключительно светский праздник, уходящий своим корнями вглубь народных традиций.«Исключительно светским» он стал во времена советской власти, когда религия была под запретом, а людям нужна была хоть какая-то отдушина.
Наше отношение к Новому году, — как говорит Его Высокопреосвященство, — должно меняться, и прежде всего благодаря нашему религиозно-философскому осмыслению этого события. Ведь дело не в самом праздновании Нового года,как таковом, а в отношении к нему. Иными словами, дело не в празднике, который мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать тот или иной праздник.
Сегодня можно отметить, у наших людей преимущественно тревожные настроения, когда самым обычным является депрессия, а желание творить и трудиться отсутствует, когда люди испытывают огромную тоску по радости, которую не могут утолить, потому что замыкаются на чувственных радостях.
Но радостная надежда зиждется не на шумной встрече определенного сочетания стрелок на часах и дней календаря, а на глубокой вере в то, что с нами Бог. Поэтому главным смыслом рождественских и новогодних праздников должна быть радость, причем радость именно духовная, – о воплощении Бога, ведь только Бог может дать человеку настоящую радость», –подчеркнул он.
О разнице в календарях и подходах
В последнее время некоторые государственные деятели предлагают Церкви для удобства верующих перейти с юлианского календаря на григорианский, мотивируя тем, «что так принято во всем цивилизованном мире». Как ни странно, но именно такими аргументами, «чтобы быть как весь цивилизованный мир», руководствовалась безбожная советская власть в феврале 1918 года, когда отказалась от юлианского календаря, по которому жили почти все православные страны. Может быть, имеет смысл вернуться к истокам? И тогда Рождество будет вначале, а Новый год потом. К слову сказать, ни японцам, ни китайцам, ни мусульманам, ни иным народам свои календари не мешают интегрироваться в мировое сообщество.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви