×
Вторник, 30 Апреля 2024
сщмчч. Симео́на Ктезифонтского,
Авдела́я,
Ана́нии,
мчч. Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха,
Фуси́ка,
Аза́та,
мц. Аскитре́и и иных многих;

прп. Ака́кия;
прп. Зоси́мы;
прп. Алекса́ндра Свирского;
прп. Паи́сия Киевского, Христа ради юродивого;
мч. Адриа́на Коринфского;
свт. Агапи́та I;
исп. Михаи́ла Новицкого;
сщмч. Фео́дора Недосекина;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/vysokopreosvyashhenneyshiy-luka-arkhiep-2
5 Октября 2015 г

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Высокопреосвященнейший Лука

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский

Предложение о введении в Украинской Православной Церкви празднования соборной памяти всех святых в земле Украинской просиявших

Ко мне на почту пришел вопрос: «Почему наша Церковь не имеет Собора Украинских святых, когда есть Соборы других народов и местностей?», вопрошающий даже заметил в этом политику. Сразу хотелось ответить просто, что человек, который во время празднования 1000-летия Крещения Руси (когда появился ряд местных соборов святых) был митрополитом Киевским и экзархом всея Украины, не позаботился о том, чтобы появился собор Украинских святых? А сейчас обвиняет УПЦ в нежелании установления такого дня памяти. Но поразмыслив, дерзаю высказать свою точку зрения по сути вопроса.

На фото: На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 23 декабря 2014 года было принято решение о канонизации Петра Калнышевского — последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. Причисление праведного Петра Калнышевского к лику местночтимых святых Запорожской епархии УПЦ состоится 13 ноября 2015 г. в г. Запорожье

В последнее время в связи с активной работой Синодальной комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви, членом которой я являюсь, правящие архиереи стали обращаться в Священный Синод за благословением установить соборные памяти святых, жизненный путь которых был связан с их епархиями.

На фото: 28 июля 2015 года, в день 1000-летней памяти равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, после Божественной Литургии в Киево-Печерской Лавре группу запорожских паломников во главе с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой, которая 26 июля из Запорожья автопробегом отправилась на Соловки — к месту упокоения последнего кошевого атамана Запорожской Сечи благословил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

У многих это вызывает некоторое недоумение: зачем нужны соборы епархиальных святых, когда есть единая соборная память «всех святых, от века Богу угодивших», и особенно празднование в честь «всех святых, в земле Русской просиявших»? Зачем собор Русских святых дробить на бесконечное количество соборных памятей? Не угрожает ли единству Церкви массовое появление местных соборов святых? И не является ли этот процесс проявлением некоего «церковного» национализма? Эти вопросы актуальны особенно, поскольку на волне нынешнего подъема патриотизма и поиска самоидентичности, на эти вопросы у Церкви должны быть четкие и внятные ответы.

О Богоизбранности

Говоря о еврейском народе, как народе избранном, мы имеем в виду, прежде всего то, что он был избран Богом для особой миссии — прихода в мир Спасителя. А уже в Нем и через Него каждый народ является избранным и призванным к освящающей благодати Божией (Деян. 17, 24-29), поскольку сотворен Богом, призван Им к историческому существованию и вечной жизни во Христе Иисусе. Каждый народ, отличаясь друг от друга этническими особенностями характера, ментальности, своей неповторимой инаковостью, приносит свой плод святости, который отличается особенностями национального характера и менталитета. Поэтому мы можем утверждать, что уникальность каждого народа является промыслительной, а провиденциальными плодами этого есть полиэтнические особенности святости каждого отдельно взятого народа. «Идея того, или иного народа — не то, что он сам о себе думает во времени, а то, что Бог думает о нем в вечности» [1]. И в этом смысле и украинский народ есть народ Божий и избранный, как и все остальные народы мира. А история Украины, как любил говорить Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), «это история нашей святости».

В 2015 г. Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский совершил освящение иконы праведного Петра Калнышевского — в каземате № 15 Соловецкого монастыря, где он 25 лет отсидел и упокоился в 1803 г.

Патриотизм и любовь к Родине

Главным чувством, которое делает народ единым, являются чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма. Еще древние римляне говорили: «Сладко и прекрасно умирать за Родину». А в Греции и на Афоне духовенство говорит, что есть две ноги, на которых стоить человек: это Церковь и любовь к Родине [2].

К сожалению, сегодня на фоне трагических событий военного конфликта в Украине, стали появляться силы, которые мимикрируют под патриотизм свою мизантропию и собственную ограниченность. Как писал известный философ: «Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться… Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, подметит ее недостатки. Но убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости» [3]. Истинный же патриотизм всегда пронизан христианским духом любви к Богу, к ближним, к Родине, к собственному народу. «Любить свое — не значит ненавидеть чужое. Патриот понимает, что и другие народы имеют определенное место в замыслах Божиих. Он самоотверженно любит свой народ, но и другим народам желает исполнить его назначение». [4].

Митрополит Петр (Могила) — митрополит Киевский, Галицкий, экзарх Константинопольский,  представитель боярского рода Могила. Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви». При его участии был основан крупнейший в Украине и ставший знаменитым в Европе центр просвещения — Киево-Могилянская академия

Патриотизм — чувство Родины, естественное чувство, с которым связана прямая ответственность христианина, прежде всего, перед своим народом и за свой народ. Истинный патриот видит свой народ зряче, «не обманюючи самих себе» (Т. Шевченко) [5]. По мысли великого Кобзаря, корень зла не в действиях внешних врагов, а в действиях фальшивых и злых сынов Украины, потерявших свои национально-исторические корни и память. Поэт считает, что национальное чувство и «гідність» не могут быть заимствованы извне, потому что «в своїй хаті своя й правда, і сила, і воля» [6]. Только путем внутреннего преображения, которое даст простор для развития идеальных сил, заложенных в глубинах исторического развития, возможно достижение желаемого будущего, которое он видел в мире «освобожденным от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир, где господствуют братские отношения между свободными людьми» [5]. О том же писали и другие истинные сыны нашей Родины. В частности Н. В .Гоголь подчеркивал в «Выбранных местах из переписки с друзями», что беда наша в том, что «мы не вглядываемся в настоящее, а смотрим в будущее, забывая, что пути к этому светлому будущему сокрыты именно в этом темном настоящем»[7].

Собор всех святых, в земле Украинской просиявших

Украинский народ дал миру немало выдающихся писателей, поэтов, изобретателей, ученых, философов, педагогов, но кульминацией, высшим совершенством, который возможен для человека на земле, является святость. И наш народ имеет сонм угодников Божиих, которые прославлены в Небесной Торжествующей Церкви. Эти люди своей жизнью явили пример того, как нужно жить, чтобы угодить Богу, показав пример величайшей мудрости и праведности.

Икона «Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских». В Собор входят в первую очередь создатели монашества на Руси — прп. Антоний и Феодосий Печерские

Икона «Собор волынских святых». Икона находится в храме Почаевской Духовной Семинарии. 20 июля 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил внести в собор имена 18 новопрославленных мучеников и святителя Петра (Могилы).

13/26 июня — День памяти святых, в земле Запорожской просиявших, день основания Запорожской епархии Украинской Православной Церкви. Икона “Собор новомучеников и исповедников Запорожского края” создана по благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки в 2015 г. Автор — запорожский иконописец Анастасия Иваненко. На иконе сейчас 14 святых новомучеников, убиенных за веру во Христа в годы безбожия-коммунизма, 15-й образ праведного П. Калнышевского будет дописан после канонизации.

Воплощением святости является Православная Церковь, которая «неотделима от Вселенской как Церковь украинского народа… Православная вера в нашем народе жива и сегодня, несмотря на то, что на протяжении почти ста лет ее пытались уничтожить — наша Церковь жива, и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)» [8].

Икона Всех Крымских святых

Лицо народа открывается в облике святых, которые являются его душой. Жизнь святых на нашей земле — это духовная история нашего народа. За тысячелетнюю историю Православия на нашей земле, которая родилась на землях исторической Киевской Руси, прославились сонмы угодников Божиих, ставших достойными участниками Его небесной славы. В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередовались с периодами испытаний и гонений. Сообразно с этим в мирные времена наиболее совершался подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершались подвиги мученичества и исповедничества. Жизненные пути святых проходили в разные исторические эпохи, но все они сполна послужили укреплению Православия и единению всех «в союзе мира» под главенством Пастыреначальника нашего Иисуса Христа. Если бы не было научно-исторических трудов, историю народа можно было бы изучать по житиям наших святых, ибо каждый из них является величайшим представителем своего народа и той эпохи, которая его востребовала.

Для нас, потомков, они оставили пример служения, бесценный духовный опыт, слова проповедей и поучений. Молитвенно обращаясь к ним с просьбами о заступничестве, мы глубже осознаем духовную связь поколений и единство всех в лоне Церковном, сохранение нашей земли и продолжение истории народа.

Святость и ее почитание в истории Церкви

Почитание святых, по мысли Евсевия Александрийского, нужно не им самим, а прежде всего нам [9]. Ведь святые — это угодники Божии, избранные Самим Господом для молитвенного предстательства за свой народ. Это люди, приобщившиеся небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать всем живущим на земле, обрели «мудрость, сходящую свыше», которая «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3, 17). По сути своей святость — это стремление к идеалу. А в лике святых, как последователей Христовых, мы имеем идеальный воспитательный пример. Не случайно Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий говорит: «Ми, брати і сестри, повинні навчатись у Cвятих — як правильно будувати своє життя на землі. Земне життя людини — короткий проміжок часу, який має свій початок і кінець. Цей період нам дано на те, щоб ми показали свою вірність Богові, свою любов до Нього і до ближнього, як носія образу Божого. Прояв такої любові буває найрізноманітнішим. Іноді вона вимагає від нас невеликих жертв, а часом цю любов потрібно засвідчити усім своїм життям» [10].

Собор всех святых в земле Русской просиявших.

Икона «Собор всех святых в земле Русской просиявших»

В исторической ретроспективе уже с древних времен в Церкви Христовой, помимо индивидуального богослужебного почитания тех или иных святых, с особым благоговением совершались торжественные богослужения в честь определенной группы угодников Божиих. Один из самых древних примеров соборного почитания — память святых апостолов первоначально 12-ти, а в дальнейшем и 70-ти. Довольно рано появилось соборное почитание мучеников, пострадавших за Христа в конкретной местности (двадцать тысяч мучеников в Никомидии, Сорок Севастийский мучеников и проч.). Благодаря трудам святителя Макария, на Руси была установлена соборная память Русских святых, что в свою очередь послужило импульсом для появления дней памяти соборных святых в различных частях Руси и за ее пределами [11]. Были установлены соборные памяти «Всех святых, в Болгарии просиявших», «святых, Чешских земель и Словакии» и т.д. В 40-х годах XVII века, по просьбе святителя Петра (Могилы), иеромонах Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». Это был первый, и пока единственный, украинский аналог службы в честь Русских святых [12]. Наряду с этим проходил процесс учреждения памяти соборов местночтимых епархиальных святых. В дальнейшем к празднованию 1000-летия Крещения Руси были приурочены установления соборных памятей Белорусских, Радонежских, Крымских, Владимирских, Сибирских, Рязанских, Тамбовских святых, а Архиерейский собор РПЦ в 2000 году послужил началом установлению новых, местночтимых соборов новомучеников и исповедников.

В соборы поместных и епархиальных святых входят люди разных сословий, национальностей, возрастов и полов. То, что их объединяет друг с другом и соборами таких же святых — это их Единство во Христе. В этих празднованиях нет, и не может быть, ни завуалированного национализма, ни имперских амбиций. Они лишь еще раз иллюстрируют надмирность, надтерриториальность, надвременность и сверхнациональность святости. Святости, которая преодолевает любые разделения, сохраняя лишь подлинное «единство Духа в союзе мира» (Еф.4,3).

Храмовая икона «Святые равноапостольный князь Владимир, апостол Андрей и равноапостольная княгиня Ольга — Крещение Руси»

Мы уверены, что становление украинской государственности, самоидентификация единства нашего народа, возможна, прежде всего, не по культурологическому, историческому, языковому или фольклорному признаку, а по признаку высшего проявления индивидуального развития личности — святости. Учреждение Дня Памяти Собора святых, просиявших на нашей Родине, является актуальным требованием сегодняшнего времени. День их памяти будет днем единства нашей нации, днем примирения и единения всех во Христе Иисусе, в котором нет уже больше «ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского» (1 Колос. 3:11).

Крестил Киевскую Русь (современная Украина) и земли исторической Руси (Украина, в том числе Крым, Россия) в 988 г. Из «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца (1113) узнаем, что князь Владимир был в добрых отношениях с королем Иштваном: «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Крестил Венгрию и земли, которые входили в состав Венгерского королевства (в том числе часть современной Украины — Закарпатье) в 1000 г. В 2000 году святой Иштван канонизирован и Православной Церковью. Среди первых русских святых были трое венгров. Это история трех братьев – Георгия, Ефрема и Моисея, которые были воинами в дружине князя Бориса, сына князя Владимира. Младший из братьев-венгров, служивших святому князю Борису был Георгий, который своим телом защитил князя и первое копье убийц попало в него. Моисей (Угрин) просиял подвигами благочестия в Киево-Печерской обители, а Ефрем ушел на север и там, в Тверской земле, основал Новоторжский Борисо-Глебский монастырь, в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Три брата венгра стали святыми – Георгий как мученик, а двое старших преподобные. То есть у истоков русской святости стоят трое благочестивых венгров!

Такое подлинное понимание объединяющего начала любой местной соборной памяти, будь то Собор Молдавских, Белорусских, Запорожских, Киевских или Галицких святых, или в целом «всех святых, в земле Украинской просиявших», позволяет преодолеть искушение увидеть в этих торжествах завуалированный национализм или некие имперские амбиции. Ведь среди святых, люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и простецы, самых разных национальностей: украинцы, русские, греки, болгары, грузины и так далее. Все они едины во Христе, все подвизались на нашей земле, и на благо нашей Церкви. Но собор местночтимых «Всех святых, в земле Украинской просиявших» не изолирует его участников от сонма всех Русских святых и тем более от всех святых, от века Богу угодивших. Понятно, что туда войдут многие святые, которые подвизались в пределах нынешней Украины, но так или иначе связанных не только с этими землями, но и с другими, которые ныне входят в состав других стран. Что еще раз подтверждает надмирность, надтерриториальность, надвременность и соборность Церкви. Кроме того, собор «Всех святых, в земле Украинской просиявших», обращая наше внимание на конкретные примеры святости, явленные рядом с нами, позволяет ощутить реальную достижимость святости, то есть того подлинного единства жизни во Христе, которое преодолевает всякое разделение. Ведь святые зовут нас не к мести и ненависти, а к молитве, твердости в вере и любви. Их кровью полита наша земля, и их молитвами живет ныне наша Церковь, сохраняя подлинное «единство Духа в союзе мира» (Еф.4,3).

Икона «Собор Галицких святых». К июлю 2008 года лик Собора был значительно пополнен и включал 28 имён святых.

Сам факт того, что многие святые, которые могли бы входить в Собор «Всех святых, в земле Украинской просиявших» уже входят в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, не должен никого смущать, ведь нет ничего плохого в том, чтобы лишний раз помолиться о них. При этом каждый собор святых разных земель (стран) молится за своих братьев по вере, но живших на других территориях. Все это в духовном смысле ведет к единству во Христе, что в земном измерении проявляется в преображении нашей Родины — Украины по молитвам не только этнических украинцев, но и братьев во Христе, что также является проявлением соборности Церкви.

История Украины

Однако, в связи с этим предложением, может возникнуть ряд вопросов. Украина, как самостоятельное и независимое государство, появилось на карте мира только в 1991 году. Сама история событий, которые развивались на географической карте мире в пределах границ, которые сегодня очерчивают карту нашей Родины, были самые разные. На территории нынешней Украины были Польское и Венгерское королевство, Московское, Молдавское и Литовское княжества, затем Речь Посполитая и Московия, а позже Австро-Венгерская и Российская империи. Да и само Киевское Княжество занимало относительно маленькую территорию, среди других княжеств, которые позже вошли в состав самых разных государств. Этнический состав населения, живший в этой местности, в результате набегов кочевников, постоянно менялся. Соответственно возникает вопрос: «Где временная точка отсчета и географические границы собора святых в землях наших просиявших?». Отвечая на него, нужно сказать следующее. Временной точкой отсчета должна быть исторически признанная дата Крещения Руси, но при этом не забыть про тех кто был провозвестниками этого события, такие как апостол Андрей Первозванный, святая равноапостольная великая княгиня Ольга и другие. А что касается событий гражданской истории, то для нас они будут иметь второстепенное значение. Главное, что нужно и важно для учреждения этого собора — это его сотериологическая и экклесиологическая составляющие. Т.е. то, что эти люди жили на территории нашей нынешней страны, и были членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Условия исторического процесса управляются Промыслом Божиим, и для нас важна не их событийная часть, а те плоды святости, которые произрастила наша многострадальная земля.

Собор всех святых, в земле Украинской просиявших будет тем и уникален, что вберет в себя людей полиэтнических и полинациональных. И, несмотря на то, что туда вошли люди совершенно разных культур, разной национальной и этнической традиции, они смогли стать едиными во Христе.

Но ведь такими же разными являются и современные граждане нашего государства. Мы во многом разные: по своей культуре, истории, этносу и фольклору, но все мы граждане одной страны. Собор всех святых, в земле Украинской просиявших будет зримой иконой Украинской государственности, которая построена не на ложных идеологиях, не на враждотворчестве и человеконенавистничестве, а на основе любви к Правде Божией, преданности и верности Богу.

Выводы

Сегодня, в это нелегкое время становления нашей государственности, когда появляются разные философии, которые пытаются сформировать уникальность украинского этноса, унифицировать его, или подогнать под ту или иную идеологическую модель, особо остро звучат слова Михаила Грушевского: «Завдяки історичній пам’яті людина стає особистістю, народ — нацією, країна — державою» [13] . Что может в этом плане дать Церковь? Мы считаем — пример универсальной святости наших соотечественников. Они могут стать знаменем нашей Родины, тем национальным объединительным началом, в котором будет доминировать не общность социального, партийного, языкового или иерархического положения, а подлинное единство, радость полноты жизни в Боге, в Котором «нет ни варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). Ведь чтобы признать святость угодников Божиих других народов, нужно очень глубоко уверовать, проникнуться духом Православной веры. Но когда перед взором наших граждан будут примеры жизни своих же соотечественников, то это будет не только назидательным примером, но и вызовом нашей косности и лености в делах веры и благочестия.

Перефразируя выдающегося сербского богослова, проповедника и просветителя святого Николая Сербского, выразителя сербского национального сознания и сербской духовности, можно сказать, что мы украинцы «по крови — индоевропейцы, по фамилии — славяне, по имени — украинцы, а по сердцу и духу — христиане… » [14].

Поэтому можно утверждать, что полнота святости нашей Матери-Церкви — это полнота святости Святых Руси. Не Украины, не Польши, не России, не Беларуси, не Молдовы или Литвы. А Руси, которая объединяет в себе все эти земли. Ведь прп. Нестор Летописец первым говорит: «Откуда Русская земля стала есть…», где нет упоминания Украины, России, Беларуси или других стран и народов — но есть Русская земля [15]. Святой летописец восточнославянскую историю развернул в контексте мировой истории, последовательно утверждая идею восточнославянской общности. Древняя Русь возникла во взаимодействии с Византией, но начала движение по своему собственному пути. Русь приняла крещение от Византии, что укрепило ее международный авторитет.

С течением времени не исчезает живая память об угодниках Божьих, которые оставили для нас дивный образ верного воина Христова. Всегда ощущается их духовная близость ко всем, их неиссякаемая молитвенная помощь за нас. И пусть их жизнь покажет нам, что, вопреки всем нашим слабостям и недостаткам, «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и вовеки» (Евр. 13;8), и что нет ничего угоднее Богу и спасительнее для человека, чем жизнь во Христе, образцом которой и являются все святые угодники, на земле Украинской просиявшие.

На наш взгляд, соборную память этих угодников Божиих было бы уместно совершать в ближайший воскресный день после 28 июля, Дня Крещения Руси и памяти святых апостола Андрея Первозванного и равноапостольного великого князя Владимира.

Есть все основания считать, что День их памяти даст нашей Церкви новый импульс в деле возрождения и утверждения веры Православной, восстановления национально-исторического здравомыслия. Все святые, которых Церковь призывает в молитвах, незримо будут рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому в стяжании мира на украинской земле.

Список литературы:

1.​ Соловьев В.С.Спор о справедливости:Сочинения./Владимир Соловьев.- Москва: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио,1999.- 860с.

2.​ http://otrok-ua.ru/ua/sections/art/show/ni_iudeja_ni_ehllina-1.html

3.​ Афоризмы житейской мудрости /А.Шопенгауэр.- СПб.,1914.-С.60-61.

4.​ Соловьёв В.Собрание сочинений. В 12 тт. /Владимир Соловьев.- Брюссель, 1966.-Т. VIII.- c. 331.

5.​ Философия: Курс лекций/Л.Н.Сиднев, В.А.Долгинцева, Н.Д.Коваленко и др.Под ред. Л.Н.Сиднева. — Запорожье: ГУ ЗИГМУ, 2006.- с.136.

6.​ Шевченко Т.Г. «І мертвим, і живим …»: [Шевченко Т.Г.Зібрання творів: У 6-ти тт.- К., 2003] .-Т.1.-С.348-354.

7.​ Гоголь Н.В.Собрание сочинений. В 7 тт./Н.В.Гоголь.- М.:Астрель-АСТ,2007.-Т.6.Духовная проза. Критика. Публицистика.-с.139-140.

8.​ Володимир (Сабодан), Митрополит Київський і всія України. Українська Православна Церква — в ній моє життя.-К.,2001.

9.​ Сказанія о мученикахъ христіанскихъ, чтимыхъ Православною Кафолическою Церковію. Томъ первый. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1865. — С. 126-132.

10.​ Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Пример преподобного Онуфрия Великого вдохновляет на ревность в служении: Слово Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины в день памяти преподобного Онуфрия Великого в 2015г.- http: //svlavra.church.ua/2015/06/24/

11.​  Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор // ЖМП.- 1949.- N 8.- С. 50-55.

12.​  Панченко О. В. Из археографических разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» /Соч. Сергия Шелонина // ТОДРЛ.- 2004.- Т. 56.- С. 453-480.

13.​  http://biblio.lib.kherson.ua/grushevskiy.htm

14.​ Николай Сербский, святитель. Сербский народ как раб Божий /Святой Николай Сербский.- М.:Паломник,2010.-144с.

15.​ Повесть временных лет [Текст] / древнерус. текст и пер. Д. С. Лихачева // Русская литература XI-XVIII вв. — М.: Худож. лит., 1988.

Комментариев нет

Читайте также

Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»

26 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, седмицу ваий, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литургию Преждеосвященный Даров во Владимирском храме Вольнянска.

«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву Субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском женском монастыре.

«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»

27 апреля 2024 года, накануне Вербного Воскресения, празднования Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском архиерейском соборе, по окончании которого обратился со словом архипастырского наставления.

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95