- Церкви верный сын явился еси, Петре-козаче праведный! Радуйся, Петре, Отечества нашего похвало и утверждение (Тропарь и Кондак святого праведного Петра Калнышевского) Иконы св. Петра Калнышевского и Запорожских святых спрашивайте в храмах Запорожской епархии УПЦ. Тропарь святого, глас 5: Церкви верный сын явился еси,/Петре-козаче праведный,/ во страданиих терпелив быв,/ от земли отцев твоих отлучен,/ Небеснаго …
Напомним, что Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Также были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы Святому и его иконописного изображения. Память св. праведного Петра Калнышевского будет совершаться 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления.
После канонизации св. праведный Петр (Калнышевский) станет 15-м Запорожским святым.
13/26 июня — День памяти святых, в земле Запорожской просиявших, день основания Запорожской епархии Украинской Православной Церкви. Икона “Собор новомучеников и исповедников Запорожского края” создана по благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки в 2015 г. Автор — запорожский иконописец Анастасия Иваненко. На иконе сейчас 14 святых, 15-й образ праведного П. Калнышевского будет дописан после канонизации
Запорожские святые новомученики и исповедники, в Запорожском крае от богоборцев в годы гонений пострадавшие:
— священномученики: Сергий, архиепископ Мелитопольский и Елецкий — день памяти 20 ноября (1937), Матфей Александров — день памяти 15 декабря (1921), Михаил Чехранов (1918) — день памяти 19 января, Александр Шишин — день памяти 6 декабря (1921) пресвитеры;
— священноисповедники: Димитрий Игнатенко — день памяти 27 сентября (1935), Виктор Киранов (1942), Михаил Богословский (1940), Александр Ильенков (1942), Алексей Усенко — день памяти 15 марта, Философ Зябрев — день памяти 13 октября, Митрофан Воздвиженский (1938)- день памяти 2 октября, Феодосий Станкевич — дни памяти 18 сентября и 12 ноября (1950) пресвитеры;
— мученик Стефан Наливайко— день памяти 12 февраля (1945); мученица Ирина Чехранова (1918)- день памяти 19 января.
— св. прав. Петр Калнышевский (1803)- канонизация ожидается. День памяти — 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль)
Известное «хрестоматийное» изображение Петра Калнышевского
Иконописный образ св. прав. Петра Калнышевского создали запорожские иконописцы: Анастасия Иваненко (начальный проект). Корректировки вносил Священный Синод УПЦ и лично — Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Образ утвержден Предстоятелем и Священным Синодом УПЦ. Последний атаман Запорожской Сечи канонизирован в 13 ноября 2015 г.
«К вопросу об иконописном изображении Петра Калнышевского, последнего атамана Коша Запорожского» — разъясняет Владыка Лука
Почему св. прав. Петр Калнышевский изображен перед Самарской иконой Богородицы?
— Следует отметить исключительную роль Петра Калнышевского в обретении и почитании чудотворной «Новокайдакской» Новокодацкой (Самарской) иконы Богородицы (празднование которой по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 марта 1998 года совершается 24 октября по ст.ст./6 ноября по н.ст. — журнал №12).
Тип иконы — «Богоматерь-Скорбящая».
«Новокайдакская» , Новокодацкая (Самарская) икона Божией Матери в Запорожской Сечи славилась знамениями и чудесами с 1736 года
Сведения о Запорожской Скорбящей Чудотворной иконе Божией Матери мы находим в Екатеринославских Епархиальных ведомостях от 15 сентября 1872 года, собранные преосвященным Феодосием (Макаревским), епископом Екатеринославским и Таганрогским (1871-1885). Согласно этим сведениям, Самарская икона Божией Матери в Запорожской Сечи славилась знамениями и чудесами с 1736 года. До настоящего времени неизвестно, кем и когда она была написана, но очень похожа на Ахтырскую икону Божией Матери. В 1770 году в Запорожской Сечи чудотворная икона была перенесена в поселение Новые Кайдаки Кодацкой паланки Войска Запорожского и помещена в Свято-Николаевском храме, после чего стала называться Новокайдакской, что подтверждается из рапорта настоятеля храма отца Федора Фомича кошевому атаману Петру Калнышевскому.
Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокайдакской чудотворной иконы Божией Матери собирали большое количество паломников из разных стран.
Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе и перенести её из алтаря и установить посреди церкви. 30 декабря 1772 года чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название — икона Калнышевского.
Точные копии иконы расположены в Свято-Троицком кафедральном соборе города Днепропетровска и Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители города Новомосковска.
Какая внешность была у Петра Калнышевского?
По-поводу изображения Калнышевского на иконе: по рассказам богомольцев, посещавших Соловецкую обитель, «он был среднего роста, носил седые осекшиеся волосы, короткую седую бороду, одет был в китайский синий сюртук с оловянными пуговицами в два ряда…». (Ефименко П.С. Калнышевский, последний кошевой Запорожской Сечи. 1791-1803 гг. //Русская старина. СПб, 1875. — Кн.XIV. Ноябрь. — с.413).
А что за свиток в руках кошевого атамана?
Сохранилось ряд икон Богородицы (кон. XVIII в.), на которых в числе предстоящих пред Царицей Неба и земли изображен и П. И. Калнышевский, из его уст, который поднял голову к Богородице, исходят слова: «Молим, покрой нас Честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла…» (Мышецкий С.И. История о казаках Запорожских.- Одесса. Городская типография. 1851. — с. 92).
Почему св. Петр Калнышевский изображен на фоне Соловецкого монастыря?
Соловецкий монастырь (Россия) — место заключения и упокоения св. прав. Петра Калнышевского (+1803). Монастырь в наше время 21 в.
— Вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского кошевого проявилась в смиренном и безропотном принятии от Господа своего креста в период Соловецкого заточения, здесь имеется ввиду моральные страдания человека, невинно обвиненного, лишенного всех гражданских прав и свобод и заключенного в узы в течение более 25 лет. В этом христианский подвиг веры Петра Калнышевского можно сравнить с подвигом веры ветхозаветного Иова Многострадального и прп. Марии Египетской.
Подготовила Елена Гулая
***
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ