×
Среда, 16 Октября 2024
ап. от 70-ти Диони́сия Ареопагита;

сщмчч. Ру́стика,
Елевфе́рия;

прп. Диони́сия Щепы, затворника Печерского, в Дальних пещерах;
прп. Иоа́нна Хозеви́та;
блж. Иси́хия Хориви́та;
исп. Агафа́нгела (Преображенского);
Икон Божией Матери: Трубчевская.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/konferenciya-po-situacii-v-upc-proshla-v
голосов: 0
0 0
11 Октября 2024 г

9 октября состоялась международная конференция в формате телемоста "Финляндия-Латвия-Украина" организованная при участии Хельсинкской межконфессиональной миротворческой группы, экуменического портала Baznica.Info и проекта межрелигиозного диалога Dialogi.online. В нем приняли участие онлайн или заочно (предоставив материалы) социологи, богословы, религиоведы, политики и миротворцы из Финляндии, Латвии, Германии, Канады, Великобритании, Швейцарии и Украины. Особыми гостями были приглашены социолог Николай Митрохин, украинский политик Артем Дмитрук, правозащитник Денис Лапин и адвокат УПЦ Никита Чекман, а также депутаты и политики из Финляндии и стран Северной Европы. 

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2024/10/48682983147_433af391c0_k.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2024/10/48682983147_433af391c0_k-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший ЛУКА, митрополит Запорожский и Мелитопольский принял участие в данной Международной конференйии и выступил с докладом (текст доклада ниже).
В начале модератор круглого стола сделал важный дисклеймер от лица Хельсинкской межконфессиональной миротворческой группы. Группа была организована накануне полномасштабного вторжения в Украину в канун Рождества 24 декабря 2021 года. В нее вошли священнослужители христианских церквей и нехристианских религий из Латвии, Финляндии, России, Нидерландов, США и Словакии. В том числе епископ баптистов Юрий Сипко, лютеранский священник брат Павел, буддистский монах Феликс Шведовский, продюсер финского христианского канала IRRTV Андрей Мотынга и несколько священников методистских и старокатолических церквей.

«Мы бы хотели подчеркнуть, что все здесь собравшиеся находимся на стороне Украины, мы надеемся на и верим в то что она устоит в этой чудовищной войне мы все мы все поддерживаем теми или иными способами беженцев и поддерживаем действия наших властей наших стран в области помощи Украине в гуманитарной сфере. Мы выступаем в данном случае здесь не как огульные критики, но скорее как друзья Украины, которые очень хотят, чтобы она сохранила из себя как демократическое и свободное государство, несмотря на все опасности и искушения, связанные с полномасштабной войной, которая свой отпечаток. Но после окончания войны Украина должна продолжить быть демократической страной и только таким образом мы можем обеспечить европейский путь развития для дружественной страны».

Журналист и руководитель правозащитного проекта Денис Лапин (Украина) представил широкую хронологию развертывания конфликта между украинскими властями и Украинской православной церковью. Еще в 2018 году начались захваты храмов и насильственные переходы в ПЦУ, с помощью нелегитимного голосования территориальных общин. Президент Порошенко поставил свою предвыборную кампанию под лозунгом: «Армия. Язык. Вера». В пропаганде тогда активно использовалось дарование Томоса об автокефалии для Православной церкви Украины. Первый этап гонений завершился с окончанием выборов, на которых победил Владимир Зеленский, который обещал, что не будет использовать религиозный вопрос в политической деятельности. 8 августа 2019 года на встрече с Патриархом Варфоломеем Зеленский подтвердил, что государство и правительство не должно вмешиваться в дела церкви. 

24 февраля 2022 года УПЦ четко обозначила свою позицию. Глава церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий четко и твердо осудил российскую военную агрессию. И до этого, во время гибридной войны 2014-2022 года была местом, где тысячи людей могли получить помощь. Святогорская лавра стала тогда домом для десятков тысяч людей, потерявших дома и имущество. Там же звучали заявления о поисках путей к миру, на территории Лавры прошел Форум Мира. После 24 февраля 2022 года УПЦ продолжила помогать людям. десятки тысяч тонн гуманитарной помощи, огромное количество волонтерских инициатив. Во всех храмах собираются пожертвования, покупается снаряжение для солдат. 

И одновременно начался второй этап гонений против самой крупной религиозной организации страны. Мы видим обыски и обвинения без веских доказательств. Захваты храмов происходят с особой жестокостью, а местные власти рапортуют об успехах в борьбе с канонической церковью. Осенью прошлого года в первом чтении принимается закон, который по мнению журналистов и политиков, должен запретить Украинскую православную церковь и вывести ее за пределы правового поля. Совсем недавно принимается этот закон во втором чтении, долго депутаты не могли набрать голоса, набраться смелости, чтобы запретить церковь. Понятно, что дается какое-то время. Рассказывается о том, что церкви нужно доказать, рассказать, показать о том, что она разорвала все связи с Москвой, хотя об этом давно было заявлено.

Глядя на уставные документы, глядя на документы украинской православной церкви, можно сказать об этом как о свершившемся факте.  Но в то же время о церкви постоянно пытаются и спросить какие-то новые доказательства, требовать, рассказывая о комиссиях, рассказывая о новых испытаниях, о том, через какой бюрократический круговорот придется пройти. Но в то же время мы видим продолжающиеся захваты, мы видим попытки найти любую причину, чтобы разорвать договоры по тем помещениям, которые сто лет назад еще большевистским правительством перешли в собственность государства, и церковь сейчас пользуется именно правах арендатора. Мы видим всяческие попытки найти причину разорвать этот договор и выгнать оттуда Украинскую Православную Церковь.

И все это происходит в Европе 21 века. Хотелось бы, чтобы все эти действия, безусловно, я очень кратко по ним пробежался, получили должную оценку международного сообщества. Хотелось бы, чтобы депутаты Европарламента, политики, могли обратить на это особое внимание. И, я думаю, многие миллионы православных Украины, будут рады помочь вам разобраться в этой ситуации. Потому что права человека очень важны. Права человека, среди которых свобода совести и право на свободу вероисповедания. И, конечно же, для нашей Украины, которая говорит и мечтает о вступлении в Евросоюз, о том, чтобы стать частью дружной европейской семьи, важно, чтобы все эти права и свободы соблюдались. И очень просим от лица многих православных, говорю, помочь нам в этом. 

Историк и социолог из Бременского университета Николай Митрохин (Германия) в своем докладе подчеркнул, что в целом мы можем говорить о конфликте между двумя моделями государственного строительства.

Одна модель гражданско-правовая в контексте понимания права международного, Европейским Союзом, куда Украина стремится или, во всяком случае, декларирует свое стремление. И проектом строительства так называемого национального государства в духе строения национальных государств в Европе начала XX века, где ради достижения национального единства представлений творцов этого национального государства происходит массовое нарушение прав человека. Наблюдается дискриминация прав значительно групп населения, которые не вписываются с точки зрения строителей национального государства в контекст построения этого государства. То, что мы сейчас наблюдаем в Украине — это постоянное балансирование между двумя этими моделями. С одной стороны, Украина является страной, сильно зависящей от поддержки и помощи Европейского Союза и НАТО, североамериканских государств, и поэтому она вынуждена сохранять некоторые рамки в деле строения национального государства.

Уничтожить церковь как таковую я не вижу перспектив. Максимум при самом жестком варианте возможно загнать ее в подполье, как это уже происходило с украинской греко-католической церковью, объявить крупнейшую национальную церковь, как юридически не существующую, но получить в итоге десятки тысяч общин, которые будут, скажем так, критически относиться к действующей власти и к украинскому национальному проекту тоже, вот это как бы самый жесткий вариант, самый тяжелый случай, который возможен. Но реально сейчас следует говорить просто о перспективе отложенной репрессии

Депутат Верховной Рады от партии «Слуга Народа» Артем Дмитрук — прихожанин Украинской Православной Церкви, иподьякон Украинской Православной Церкви, член правоохранительного комитета Верховной Раде рассказал о том, как развивалась ситуация внутри политикума. 

«Я защищал и отстаивал интересы всех верующих в Украине, в том числе и Украинской Православной Церкви. Когда в парламенте очень остро стал вопрос принятия законопроекта в первом чтении о запрете украинской православной церкви, я хочу отметить именно запрете украинской православной церкви, потому что в эфире уже звучали тезисы о том, что это законопроект не о том, или это законопроект какой-то не тот, или звучит совсем не так, это все пропаганда, что это запрет церкви — это не так. В первом чтении он был принят под бурные аплодисменты и радость народных депутатов Украины под куполом. Важно сказать, что те депутаты, которые голосовали за принятие этого законопроекта, не ходят вообще ни в какую церковь, то есть являются просто неверующими людьми, и даже никакими не экспертами, чтобы разобраться в этом вопросе и принять реально правильное решение. 

Что же происходит дальше? В Украине, после принятия первым чтением законопроекта, раскол в обществе по религиозному, языковому и другим признакам только усилился и набрал еще больший оборот. Поскольку мы знаем, что Украинская Православная Церковь, это было сказано уже в эфире, проводит огромное количество работы по укреплению нашего государства. Огромное количество прихожан Украинской Православной Церкви с первых дней находится на фронте. Украинская Православная Церковь проводит огромную волонтерскую работу, помощи и фронту, и людям, которые остались без жилья, и временно переселенцам, которые переехали на другие территории. В каждом храме украинской православной церкви проходят сборы. В каждом храме любой гражданин может получить помощь, самую необходимую, от просто психологической помощи до материальной помощи. В каждом храме семьи живут, которые потеряли жилье, и так далее, и так далее.

Еще очень важно понять, что украинская православная церковь юридически действует без приставки МП, прихожане украинской православной церкви всю свою жизнь ходили именно в украинскую православную церковь и никогда не считали себя русской церковью или московской церковью. Для многих приказан украинской православной церкви, когда их обвиняют в том, что это московская церковь, то для них это большое удивление, потому что это исключительно пропаганда которая шла от врагов церкви, а не ее внутреннее самоопределение».

Теолог из Швейцарии Димитрий Крихан рассказал о различных канонических основаниях для диалога и возможного объединения УПЦ и ПЦУ в контексте знаменитого казуса «чекалинских рукоположений» в УАПЦ. Это рукоположения епископов, совершенных религиозным мошенником Викентием Чекалиным, который не имел ни епископского, ни даже священнического сана. По мнению Димитрия, в церкви существовали разные модели абсорбции подобного рода сомнительных рукоположений. Но безусловно в условиях военного времени богословский диалог на эту тему пока невозможен и его следует оставить до времени окончания войны.

Митрополит Запорожский Лука дал несколько юридических комментариев относительно нового закона. В частности, он сказал: 

Данный закон вводит принцип коллективной ответственности, что является откатом от демократических европейских ценностей к социалистическим тоталитарным догмам. Ключевым аспектом является свобода вероисповедания, один из фундаментальных принципов, защищаемых как Конституцией Украины, так и международными нормами. Авторы закона, ссылаясь на Европейскую Конвенцию по правам человека и Международный Пакт о гражданских политических правах, которые защищают также свободу вероисповедания, утверждают, что данные международные документы предусматривают возможность ограничения права на свободу совести, религии и объединения религиозной организации в интересах национальной безопасности, что не соответствует действительности.

Аналогичную позицию занимает Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое в своих рекомендациях по анализу законодательства в сфере религии или убеждений, подготовленных при содействии Европейской комиссии за демократию через право, то есть Венецианской комиссии, отмечает, что национальная безопасность не является допустимым ограничением в соответствии со статьей 9.2 Европейской Конвенции и статьей 18.3 Международного Пакта, но такие ограничения свободы, мировоззрения и вероисповедания для защиты национальной безопасности возможны только на период действия военного положения. А данный закон предусматривает полный запрет, бессрочный запрет украинской православной церкви.

Из этого следует, что этот закон фактически лишает Украинскую Православную Церковь возможности действия в правовом поле, что воспринимается как угроза религиозной свободы. Украинская Православная Церковь подвергается давлению на основании ложных обвинений, что является нарушением права верующих на свободное исповедание своей религии без страха при следовании или вмешательства государства. В частности, австрийская неправительственная организация «Обсерватория по вопросам нетерпимости и дискриминации крестьян в Европе» опубликовала свой отчет за 2022-2023 годы, в котором обратила внимание на данный еще тогда законопроект о фактическом запрете УПЦ. Упоминая об этой законодательной инициативе, обсерватория заключает, что «это было решение сомнительной законности, которое, вероятнее всего, столкнется с вызовами в системе правосудия Украины и, возможно, в Европейском суде по правам человека».

А в отчете Государственного департамента США по нарушениям свободы в вероисповедании отмечается, что, цитата, Верховный комиссар ООН по правам человека Турк выразила обеспокоенность в связи с тем, что ограничения предполагаемые в законопроекте нарушат свободу вероисповедания и международное право в области прав человека. Некоторые эксперты по религии заявили, что у правительства уже есть достаточная правовая база в рамках существующих законов для решения вопросов безопасности, связанных с религией, и нет необходимости принимать дополнительное законодательство.

Следует отметить нарушение принципа недискриминации, который охватывает религиозные убеждения. В свете принятого закона происходит усиление публичных обвинений в адрес священнослужителей и мерян Украинской Православной Церкви. Утверждение о ее связях с российскими спецслужбами и призывах к запрету ее деятельности способствует дискриминации и социальной изоляции ее верующих. Это создает опасный прецедент для разжигания межконфессиональной розни, особенно в условиях войны, когда подобные заявления могут усугубить разделение в обществе. Хотелось бы привести пример. Львовский телеграм-канал «Львович» 20 августа призвал подписчиков писать им, где молятся верные украинско-православной церкви, чтобы препятствовать их деятельности и совместной молитве. Происходит прямое давление на епископат и духовенство Церкви.

В рамках обсуждения выступил латвийский правозащитник, который пожелал сохранить анонимность ввиду деликатности темы в контексте внутренней политики страны. Он обратился к участникам конференции: 

«Мое резюме заключается в том, что мы сейчас наблюдаем завершение процесса, который был начат довольно давно. Процесс национального строительства в любой стране происходит тяжело, иногда драматично, и он всегда будет связан с формированием того, что мы можем назвать сакральной рамкой, которая включает в себя и религиозную, и духовную составляющую: кто мы, каково наше место в обществе и куда мы все вместе идем. Каков наш общий рассказ, который мы друг другу рассказываем, общий миф, в рамках которого мы движемся. Эти процессы формировали национальные государства в Европе в XIX веке. Некоторые исследователи считают, что время этого уже прошло, и кто не успел, должен искать какие-то новые методы для формирования единство общества, а не на основе национального строительства. В процессе формирования сакральной рамки, современная украинская власть в лице действующего президента выбрала путь объединения всех в одну церковь без учета мнений, без учета канонов, без учета в конце концов чувств верующих, как они чувствуют, как они видят мир.

Несмотря на всю мою личную симпатию к ПЦУ, будучи приверженцем свободы вероисповедания для всех, еще раз хочу подчеркнуть, что любые действия государственной власти по изменению структуры религиозного поля должны происходить максимально деликатно, без использования административного ресурса в такой вот грубой форме. Государство может, конечно же, инициировать какие-то встречи, диалоги, научные конференции, которые помогут разобраться людям и выработать какие-то общие точки зрения. Но тот метод, который сейчас используется для объединения украинского религиозного поля вокруг одной отдельно взятой церкви, я не могу оправдать.  Он вызывает боль, страдания и горе у огромного количества людей, которые придерживаются других, ну, ничуть не менее легитимных взглядов. Мы все друзья Украины и хотим, чтобы Украина была сильной страной, открытой, чтобы она следовала своим исконным традициям, которые включали в себя максимальную свободу для самовыражения для людей очень разных взглядов. В течение всей своей истории как в рамках Российской империи, так и суверенного существования Украина оставалась местом духовной и интеллектуальной свободы, которой можно было только по-хорошему завидовать.  Вот эта свобода самовыражения, свобода самоидентификации и разнообразия, принятие сложности, инклюзия — это как раз те характеристики, которые определяют современное общество, отвечающее на сложные вызовы и проблемы, которые стоят перед христианами и перед светскими людьми сегодня, в XXI веке. Мы за то, чтобы Украина выстояла и стала самой демократической страной в регионе. И я верю, что эта конференция имеет единственное намерение: помочь ей на этом пути.»

В рамках круглого стола состоялась активная дискуссия между участниками и докладчиками. По итогам будет выпущено коммюнике на русском, украинском, английской и немецком языках для ознакомления европейскими про-христианскими политиками, правозащитниками и членами научного сообщества. 

В коммюнике отражено требование по соблюдению свободы вероисповедания в Украине и прекращению преследований УПЦ, а также призыв к созданию мониторинговой группы из числа христианских и некоммерческих правозащитных организаций стран Евросоюза. Было также решено продолжить консультации в дальнейшем, на которых будут анализироваться результаты мониторинга соблюдения прав человека и публиковаться регулярные публичные доклады.  

По информации сайта Baznica.info

ДОКЛАД

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ,

МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО

Закон № 3894-IX: Угрозы Европейским демократическим ценностям и конституционным правам граждан Украины

Так как я не являюсь юристом, для краткого правового анализа Закона Украины № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» я воспользуюсь открытой информацией размещенной на официальном сайте Верховной Рады Украины. Это замечания к проекту закона Украины про защиту конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций, которые были сделаны Главным юридическим управлением Аппарата Верховной Рады Украины.

В целом Закон Украины № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» вызывает серьёзные опасения в контексте соблюдения прав человека, а именно — свободы вероисповедания и принципов демократии, которые Украина обязалась соблюдать в рамках сотрудничества с Европейским Союзом и Советом Европы.

Во время подготовки ко второму чтению данного закона были нарушены ряд требований Регламента Верховной Рады Украины. Кроме этого, системный анализ поданного на рассмотрение законопроекта свидетельствует о том, что в его положениях не были учтены отдельные требования Конституции Украины, есть несоответствия с некоторыми ратифицированными Верховной Радой Украины международными договорами и несогласованности с другими законодательными актами.                                             (blob:https://itd.rada.gov.ua/884cb73f-2333-43fb-b125-8fe6d7bbc507)

Данный закон вводит принцип коллективной ответственности, что является откатом от демократических европейских ценностей к социалистическим тоталитарным догмам.

Для нас ключевым аспектом является свобода вероисповедания — один из фундаментальных принципов, защищаемых как Конституцией Украины, так и международными нормами. Авторы закона ссылаясь на Европейскую конвенцию по правам Человека (далее – ЕКПЧ) и Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – МПГПП), которые защищают также и свободу вероисповедания, утверждают, что данные международные документы предусматривают возможности ограничения права на свободу совести, религии и объединения в религиозные организации в интересах национальной безопасности. Что не соответствует действительности.

Аналогичную позицию занимает Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое в своих Рекомендациях по анализу законодательства в сфере религии или убеждений, подготовленных при содействии Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) отмечает, что «национальная безопасность не является допустимым ограничением в соответствии со статьей 9.2 ЕКПЧ и статьей 18.3 МПГПП», однако такие ограничения свободы мировоззрения и вероисповедания для защита национальной безопасности возможны  только на период действия военного положения, а данный закон предусматривает бессрочный полный запрет.

Из этого следует, что этот закон фактически лишает Украинскую Православную Церковь (УПЦ) возможности действовать в правовом поле, что воспринимается как угроза религиозной свободе. УПЦ подвергается давлению на основании ложных обвинений, что является нарушением права верующих на свободное исповедание своей религии без страха преследования или вмешательства государства.

В частности, австрийская неправительственная организации OIDAC (Обсерватория по вопросам нетерпимости и дискриминации христиан в Европе) опубликовала отчет за 2022-2023 годы, в котором обратила внимание на этот законопроект о фактическом запрете УПЦ.

Упоминая об этой законодательной инициативе, в OIDAC заключают, что «это было решением сомнительной законности, которое, вероятнее всего, столкнется с вызовами в системе правосудия Украины и, возможно, в Европейском суде по правам человека».           (https://www.intoleranceagainstchristians.eu/fileadmin/user_upload/publications/files/Annual_Report_2023_-_ONLINE_Version.pdf)

А в отчете Государственного Департамента США по нарушениям свободы вероисповедания отмечается, что «Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Турк выразил обеспокоенность тем, что ограничения, предлагаемые в законопроекте, нарушат свободу вероисповедания и международное право в области прав человека. Некоторые эксперты по религии заявили, что у правительства уже есть достаточная правовая база в рамках существующих законов для решения вопросов безопасности, связанных с религией, и нет необходимости принимать дополнительное законодательство». (3 https://www.state.gov/reports/2023-report-on-international-religious-freedom/ukraine/)

Следует отметить нарушение принципа недискриминации, который охватывает и религиозные убеждения. В свете принятого закона происходит усиление публичных обвинений в адрес священнослужителей и мирян УПЦ, в которых утверждается не доказанная информация о связях УПЦ с российскими спецслужбами, высказываются призывы к запрету УПЦ, что способствует дискриминации и социальной изоляции верных УПЦ. Это создаёт опасный прецедент для разжигания межконфессиональной розни, особенно в современных условиях, когда подобные заявления могут усугубить разделение в обществе. Так  львовский Телеграм-канал «Львівич» 20 августа призвал своих подписчиков указывать места, где молятся верные УПЦ, чтобы препятствовать их деятельности и совместной молитве. (https://t.me/lvivych_news/41230)

Происходит прямое давление на епископат и духовенство Церкви. Самый вопиющий случай – это ситуация с митрополитом Арсением Святогорским, викарием Киевской Митрополии, наместником Святогорской Лавры.

Иерарх находится уже почти 5 месяцев в тюрьме без приговора, что идет вразрез с законом. Ему запретили участвовать в заседаниях суда по видео связи.

Причем на каждое судебное заседание его перевозят около 16 часов от тюрьмы до суда и обратно в нечеловеческих условиях – без воды и пищи, при адской жаре, в тесной закрытой кабине.

Сам он говорит, что у него почти не было возможности спать, подготовиться к следующему судебному заседанию, что является абсолютным психическим и физическим мучением. Вначале митрополит вообще был в общей камере с людьми, которых судят за   уголовные преступления. (https://t.me/svlavra/10398)

После голосования депутатами Верховной Рады за принятие законопроекта 8371 уже произошли покушения на граждан Украины и их имущество, исповедующих веру в Иисуса Христа и находящихся под омофором Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, с использованием взрывчатки (https://sarny.church.ua/2024/08/23/#2024-09-24), уже есть случай поджога храма (http://zhytomyr-eparchy.org/uk/u-zeremli-zgoriv-hram-na-chest-pokrovy-presvyatoyi-bogorodyci.html).

Происходит насильственная и незаконная мобилизация священнослужителей УПЦ.

Вот только некоторые примеры.

Архимандрит Варлаам (Диденко), игумен Спасо-Преображенского монастыря УПЦ в селе Теребля Тячевского района Закарпатской области, был принудительно мобилизован в армию в конце августа 2024 года. Об этом архимандрит сообщил на своей странице в Facebook.                                                                      (https://x.com/RealCandaceO/status/1835329020872872379?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1835329020872872379%7Ctwg)

22 сентября, после Божественной литургии, на Закарпатье представители ТЦК похитили двух священников «скрутили и затолкали в бусик отца Василия из Хустской епархии и отца Степана из Одесской епархии». (9 https://suspilne.media/uzhhorod/842171-na-zakarpatti-pracivniki-tck-pisla-sluzbi-zatrimali-dvoh-svasennikiv-upc-so-pro-ce-vidomo/)

Осуществляется и бытовой террор против клириков УПЦ.

Одним из последних примеров — в селе Мытинцы Хмельницкой области на территории дома протоиерея УПЦ Олега Царука, где он проживает с женой и четырьмя несовершеннолетними детьми, завязали цепями на замок колодец и оставили на нем надпись «ХЛОР». Таким образом, многодетная семья осталась без воды. Кроме этого, им с 5 сентября отрезали доступ к электроэнергии. (https://t.me/khm_upc/11155)

Есть случаи, когда дети священников подвергаются буллингу в учебных заведениях (https://t.me/bishopvictor/1046)

А в Черкассах человека уволили с работы после того, как ее дочь записала в соцсети видео, где в критической форме рассказала о своем отношении к ПЦУ и о преследованиях Украинской Православной Церкви, саму же студентку исключили из университета. (https://cdu.edu.ua/news/zayava-pressluzhbi-cherkaskogo-natsionalnogo-universitetu.html)

Из уст лидера С14 Карася в обращении к своим последователям уже раздаются призывы к актам физического террора и «крестовому походу» против верующих Украинской Православной Церкви, что можно увидеть на https://www.youtube.com/watch?v=CF3cjXZ0w0k

Грубо нарушается свобода слова. Так меня судят за якобы разжигание межрелигиозной розни на личном Телеграм-канале, где кроме богословских бесед не веду. Это происходит не только со мной одним. Аналогичная ситуация с моим коллегой – митрополитом Феодосием, управляющим Черкасской епархией. (https://suspilne.media/cherkasy/827009-sud-stosovno-promoskovskogo-svasennika-v-cerkasah-kriminalni-provadzenna-obednati-ne-vdalosa/) уже несколько месяцев находятся за решеткой, оторванные от жизни, лишенные связи с семьей, лишенные надежды на справедливый суд, ряд православных журналистов. (Catherine Whiteford@WhitefordNC)

Европейские нормы осуждают любые формы разжигания ненависти, включая межконфессиональные конфликты. Риторика, направленная на «демонизацию» УПЦ, угрожает стабильности и гармонии внутри страны, создавая враждебную среду для её верующих. В условиях военного конфликта такие заявления могут быть особенно опасны, поскольку они усиливают внутреннюю напряжённость и могут привести к эскалации конфликтов.

Так например, уже сразу после принятия закона народная депутат от партии «Европейская солидарность» Геращенко, заявила на своей странице в Instagram, что Верховная Рада «проголосовала законопроект, запрещающий филиал страны-агрессора в Украине».

Во всех областных центрах при существуют Межконфессиональные духовные советы, членами которых являются представители различных религиозных организаций. Так в некоторых из них некоторые члены требуют исключить из Совета представителей. (https://anons-zak.com.ua/suspilstvo/37286-yepiskopi-pcu-na-zakarpatt-nadali-dokazi-spvprac-upc-mp-ta-rpc.html)

На лицо нарушение принципа частной собственности. Так продолжаются и готовятся захваты храмов УПЦ в разных регионах Украины.

Например, 19 сентября группа рейдеров от «ПЦУ» при поддержке мэра города Ирпень Александра Маркушина и полиции захватили Николаевский храм и часовню Воскресения Христова.  Это были последние храмовые помещения УПЦ в городе. (https://spzh.live/ru/news/80956-v-irpene-pereveli-v-ptsu-prikhod-pohibsheho-svjashchennika-upts)

А городской голова Черкасс Анатолий Бондаренко у себя на странице в Инстаграм 22 сентября опубликовал фото Михайловского кафедрального собора Черкасской епархии УПЦ с комментарием, который, явно свидетельствует о его намерениях «перевести» храм в ПЦУ.

Крайне важен принцип верховенства права, который подразумевает равенство всех перед законом и уважение прав каждого гражданина. Закон № 3894-IX, направленный на ограничение деятельности УПЦ, вызывает серьёзные вопросы в контексте его соответствия этому принципу. Нормы закона не обеспечивают юридическую определенность, поскольку предоставляет органам исполнительной власти неограниченную дискрецию по решению вопрос о предоставлении или непредоставлении разрешения на осуществление каких-либо отношений и/или связей, и/или коммуникаций с иностранными религиозными организациями, деятельность которых в Украине запрещена, как религиозных организаций, так и других юридические лица частного права.

Теперь можно лишить религиозную организацию прав без справедливого судебного разбирательства и на основании политической риторики, что подрывает доверие к правовому процессу и принципам демократии в стране.

Еще один пример. Глава Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Виктор Еленский в интервью «Украинской правде» вообще заявил, что государство может ограничивать свободу совести или религиозную свободу, даже если речь и не идет о национальной безопасности. Он сослался на резолюцию ПАСЕ. (https://www.pravda.com.ua/rus/articles/2024/09/10/7474244/)

Подводя итог, отметим, что принятие закона № 3894-IX может привести к серьёзным последствиям в сфере прав человека, религиозной свободы и соблюдения демократических норм в Украине. Это создаёт риск углубления внутреннего конфликта и подрыва авторитета страны на международной арене.

+ЛУКА, МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

13 октября в Запорожской епархии УПЦ пройдет акция «Покровская свеча»

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября город Запорожье отметит День освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Накануне, 13 октября по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, Митрополита Запорожского и Мелитопольского в Запорожской епархии УПЦ пройдет, ставшая уже традиционной, акция «Покровская свеча».

В Запорожье молитвенно почтили память воинов-освободителей

13 октября 2024 года Высокопреосвященнейший Лука, Митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил благодарственный молебен, приуроченный к 81-й годовщине освобождения родного города от немецко-фашистских оккупантов, обратившись затем с архипастырским словом о вере, без которой невозможно представить ни одну победу.

«Пусть же наша жизнь становится для этого мира духовным и нравственным эталоном»

11 октября 2024 года, в день памяти обретения мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Высокопреосвященнейший Лука, Митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Елисаветинском женском монастыре пгт. Камышеваха Ореховского района.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня»

10 октября 2024 года, в день памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, Высокопреосвященнейший Лука, Митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь священномученика Петра.

20.10.2024
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука приглашает пообщаться в прямом эфире
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
15.10.2024
«Покровская свеча»
15.10.2024
Владыка предложил праздновать День церковного певчего на встрече с участниками епархиальных церковных хоров
15.10.2024
«Если мы выбираем любовь Матери Божьей, то Её духовное покровительство, помощь и забота всегда будут с нами»
15.10.2024
В Запорожье молитвенно почтили память воинов-освободителей
14.10.2024
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Андреевском соборе
13.10.2024
Владыка совершил вечернее богослужение накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы
13.10.2024
«Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»
13.10.2024
«Смерть – это всегда радость встречи с Богом, если конечно человек жил для Бога»
13.10.2024
«Пусть же наша жизнь становится для этого мира духовным и нравственным эталоном»
13.10.2024
Вчителі недільних шкіл вчилися створювати дизайн уроку
11.10.2024
Конференция по ситуации в УПЦ прошла в международном формате
10.10.2024
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня»
10.10.2024
«Лишь любовь побуждает человека стремиться к добру, справедливости и служению людям»
08.10.2024
«Веселится светло Захария Великий со всеславною Елисаветою сопружницею…»
08.10.2024
Священнослужители и прихожане Запорожской епархии УПЦ сдали кровь для требующих лечения
06.10.2024
Празднование Дня учителя в Андреевском соборе
06.10.2024
Що відчувають педагоги сьогодні або що показала зустріч вчителів
06.10.2024
«Если Бога нет, а в Него верю, я ничего не теряю, но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё»
02.10.2024
Музика – це мова душі
02.10.2024
Беседа ко дню музыки в Андреевском соборе.
02.10.2024
В День пожилого человека священник посетил почти 100 летнюю прихожанку.
01.10.2024
З повагою і любов’ю до старших
01.10.2024
«Каждый человек должен быть достойным любви Матери Божьей»
01.10.2024
Владыка напомнил о том, что слова Тертуллиана относятся не только к прошлому нашей Церкви, но и к настоящему
01.10.2024
Музыка может наполнять душу радостью и добротой.
30.09.2024
Беседа ко Дню музыки в Покровском соборе
30.09.2024
Святая православная Церковь имея заботу о своих верных посещает их и на дому
30.09.2024
Священник посетил прихожан накануне Дня пожилого человека
29.09.2024
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное изображение»
29.09.2024
ПРОСИМ ПОМОЧЬ АНДРЕЕВСКОМУ СОБОРУ
29.09.2024
Встречайте сентябрьский номер газеты «Летопись Православия»!
27.09.2024
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»
27.09.2024
«Для человека верующего крест есть всегдашнее спасе­ние, защита, избавление, победа и мир»
26.09.2024
Состоялось заседание Епархиального совета
22.09.2024
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды»
22.09.2024
Владыка пожелал научиться у Матери Божьей всецело предаться покровительству Отца Небесного
22.09.2024
Владыка совершил вечернее богослужение накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы
22.09.2024
«Если человек считает себя Христовым, то должен жить и поступать, как Христос»
21.09.2024
В Вольнянском благочинии была совершена литургия в День памяти священноисповедника Феодосия Мелитопольского
20.09.2024
Просим молитв о сохранении храма

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95