Звучащие на сегодняшнем богослужении слова Апостольского послания, как заметил Его Высокопреосвященство, вновь напоминают о выборе, который человек делает в течение всей своей жизни.
«Жить со грехом или без греха? – извечный вопрос, который ставит перед собой человечество на протяжении многих тысяч лет. Быть рабом греха или рабом праведности, – выбор, который предстоит сделать каждому человеку. «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности, – говорит апостол своим ученикам. Человек по немощи своей духовной предрасположен к греху. А это значит всё, что он делает в своей жизни, он делает не по своей воле. Он – раб греха, а разве раб может противиться своему господину? Конечно, мы знаем из истории немало примеров, когда рабы поднимали восстания против своих хозяев. Но для чего они это делали? Вовсе не для того, чтобы стать свободными. А для того, чтобы самим иметь таких же рабов, какими были они ещё совсем недавно. Так происходило тысячу лет назад, так происходит и сейчас. Но в какие бы дорогие одежды не наряжался современный господин, как бы он себя не называл, он по-прежнему остаётся рабом – рабом своих страстей. Он – не свободен, потому что истинную свободу даёт только Господь. И эта свобода начинается после победы над нашими грехами. Грех порабощает, отделяя нас от Бога, и ведёт к смерти. Стремясь же к праведности, человек вовсе не лишает себя свободы, которой наделил его Господь от рождения. Напротив, праведная жизнь помогает ему стать настолько свободным, насколько это ему необходимо, потому что его свобода достигается не силой оружия, не средствами политической борьбы и уничтожением господствующего класса, а силой благодати Божьей».
По убеждению владыки, выбирая путь греха, человек отвергает праведность и истинную свободу, которую может дать только Господь.
«Отказываясь жить по заповедям Божьим, предпочитая греховную жизнь праведной, человек обрекает себя на смерть. Но разве Господь Жизнодавец может спокойно взирать на то, как Его любимое Детище убивает себя ежеминутно и ежесекундно, совершая грехи? Да, мы все с вами являемся рабами Божьими. Но разве это означает, что Господь ограничивает нашу свободу? Человек создан со свободной волей, по образу и подобию Божьему. А кто может ограничить Бога? Мы должны исполнять волю Божью, но при этом нас никто не заставляет. Решение жить праведной жизнью – это наше решение, это – наш свободный выбор. Если мы хотим быть с Богом, наш долг – исполнять Его заповеди. Так же происходит и с теми, кто хочет оставаться рабами греха. Но это их выбор, их решение. Со временем, конечно, многие от таких решений под воздействием совести откажутся. Но стать по-настоящему свободными в одиночку они уже смогут, им придётся вернуться к Богу с покаянием и желанием исправляться. Мне бы хотелось поздравить всех вас с воскресным днём и пожелать стремиться к праведной жизни и дорожить всем тем, что даёт нам Господь. Каждый из нас грешен. Но у нас есть всё необходимое для того, чтобы мы могли выкорчевать грех из своей души. Для того чтобы мы были по-настоящему счастливыми. Сегодня апостол Павел вновь призывает нас покинуть дом разврата и греха и переселиться в дом покаяния и радости, где пребывает Господь. «Ибо возмездие за грех, – смерть, – говорит он, – а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».