«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание».
«Разве может быть случайным, что в день, когда мы вспоминаем святых страстотерпцев, – произнёс Его Высокопреосвященство, – звучат именно эти слова Апостола Павла?
У Бога нет ничего случайного. Как нет ничего случайного и в том, что именно те, кто выбрал веру и преданность Христу, стали мишенью врага рода человеческого. «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание», – говорит апостол. Кто-то скажет, что этим словам уже много веков и что человек стал совершенно другим. Ему уже не хочется быть умерщвлённым лишь за одну веру. Но так может сказать лишь тот, кто не имеет и частички той веры, которая была у святых, память которых мы сегодня совершаем. Думали ли они о славе мучеников? – разумеется, нет. Они были обычными людьми, вина которых была лишь в том, что они стали на пути новой государственной машины. И эта машина их смела. Так происходило тысячу лет назад, сто лет, так будет происходить всегда, пока будут люди, поверившие в Христа. Любому человеку свойственно чувство страха, это тревожное состояние, испытываемое нами перед лицом реальной или предполагаемой опасности. Страх – извечный спутник человеческого существования. Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил греха, смерти и дьявола. Даже в Библии немало таких людей, потому что там показаны такие же люди, как и мы, со всеми слабостями и тревогами. Но каким бы слабым ни был человек, он может стать выше страха, он может его победить. Но сделать это он может только с помощью Того, Кто могущественнее всех темных сил – с помощью Господа нашего Иисуса Христа. Не случайно Он так часто повторяет Свой призыв : «Не бойся!» Должны ли мы бояться в своей земной жизни все то, что сейчас происходит вокруг? Должны ли бояться угроз и нападок? Должны ли бояться тех, кто угрожает гибелью? Если с нами Бог, то кто против нас? Насколько часто в Священном Писании говорится о даруемой Христом свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение страха перед Богом, где страх и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью».
«Сегодня мы празднуем день рождения святых, – продолжил владыка, – день рождения их славы в Царствии Небесном.
Мне бы хотелось, чтобы в этот день мы задумались над каждой нашей скорбью, над каждым нашим душевным терзанием. Если мы поймем, что же хочет от нас Господь, то посылаемые Им испытания, принесут нам большую пользу. Они помогут нам ощутить любовь Божью. Нас избрал Христос, мы пришли к Нему на встречу, мы стоим сегодня в храме. Разве это не есть свидетельство нашей избранности, нашего желания напитаться Божественной благодатью? Насколько это важно и бесценно для нас, особенно сегодня, когда отголоски того страшного времени, того кровавого беззакония, той июльской ночи, звучат до сих пор. Когда человека без суда и следствия могут назвать врагом и начать его преследовать, объясняя это высшими идеалами свободы и демократии. Всё это делается с одной сатанинской целью – не допустить восстановления разорванных и разрушенных православных традиций, многовекового православного уклада жизни. Современные власть предержащие не хотят учиться у истории, продолжая потворствовать человеческим страстям, играя на человеческих слабостях, желая одного – уничтожить всё, что угодно Богу. Будем же молиться и просить Господа, чтобы Он вразумил каждого из нас и тех, кто пытается сегодня гнать нашу Матерь-Церковь. Молиться, чтобы человек наконец-то осознал, что он рождён для радости жизни и счастья. Но не только для счастья земного, а прежде всего для счастья вечного в райских царских обителях. Но Царство Небесное нужно заслужить, нужно потрудиться ради него, а если потребуется, то и пострадать. Вот почему мы чтим память царственных страстотерпцев, вот почему мы не хотим быть сторонними наблюдателями, молча взирающими на происходящее».