Обратившись затем со словом архипастырского наставления, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что наша молитва об усопших сродниках есть прежде всего свидетельство нашей веры в победу над смертью, одержанную Христом.
«Поминальная молитва о душах наших сродников является не только проявлением любви к ним, но свидетельством нашей веры в победу над смертью, одержанную Христом. Но как бы мне хотелось, чтобы в нашей жизни было больше таких свидетельств. Чтобы мы чаще обращались к Богу, и не только в поминальные дни. Ведь обращение к Богу даёт не только утешение нашим душам и душам наших усопших сродников, но и открывает перед нами много нового, поскольку вера – она безгранична. Неудивительно, что все научные открытия начинались именно с веры. Исследователи, прежде чем что-то открыть, сначала должны в это поверить. Вера в то, что мир может быть понят и объяснён через науку, мотивирует учёных исследовать новые идеи и теории. Без веры они перестанут прилагать усилия для свершения новых открытий, для поиска новых знаний. Но гораздо большего лишает себя тот, кто не верит в Бога. Он лишает себя не просто новых знаний, – он лишает себя будущего. Вера в Царствие Небесное, в грядущую встречу с Богом, даёт ощущение цели и смысла жизни. Вселяет надежду и уверенность в собственных силах, вдохновляет на добрые дела. Будем же чаще обращаться к Богу, чтобы почувствовать Его поддержку и утешение. А ещё потому, что молитва успокаивает ум и помогает душе сосредоточиться на главном, освобождая её от страхов и тревог».
К тому же вера, как сказал в продолжение владыка, помогает нам бороться не только со страхами, но и с тщеславием.
«Каждый человек по природе своей тщеславен. Конечно, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. К сожалению, люди скромные от рождения встречаются намного реже, чем люди тщеславные. Ведь каждый хочет, чтобы его превозносили, хвалили, и ради этого готов делать всё, что угодно. И только благодаря страху Божьему у верующего человека шансов победить тщеславие больше, чем у остальных. У нас есть примеры апостолов и святых угодников, благодаря которым мы можем избавиться от этого недуга. А это на самом деле недуг, которым поражена наша душа. Конечно, любой человек при желании способен победить тщеславие. Но вопрос в том, чем будет заменена образовавшаяся в душе пустота? Новым грехом или благодатью Божьей? Грехи никогда не позволят благодати удержаться в душе. Во почему недостаточно, чтобы человек просто избавился от тщеславия, необходимо, чтобы он стремился наполниться благодатью Святого Духа. Чтобы заставлял себя её искать. А давно ли мы заглядывали внутрь своего сердца, давно ли искали в нём те дырочки, через которые утекает от нас благодать? Давно ли со всей искренностью обращались к Богу? Давно ли анализировали свои поступки? Мы готовимся к торжественному прославлению Духа Святого, явленного во всей силе ученикам Господа, а через них и всем нам. Но готовы ли мы принять его? Многим нам знакомо особое душевное состояние, которое посещает нас во время литургии. И даже после богослужения, уже дома, мы продолжаем это чувство переживать. А ведь это и есть наше прикосновение к небу, мы становимся на минутку небожителями, потому что храм – это небо на земле, это отблеск вечной царственной красоты. Мы живем во время непрерывного действия Святого Духа, которое происходит над каждым из нас независимо от того, ходит человек в храм или нет. Мы созданы быть достойными сосудами благодати и для этого приходит Господь, чтобы сделать нас ими. Задумаемся же над нашей жизнью, над тем, кто мы! Чего мы ищем, своего или Божьего? Через наши добрые дела Господь увидит, кто мы, и пошлет нам Утешителя Духа Святого. Будем же совершать добрые дела, будем вместе стяжать благодать Духа Святого, ибо только в этом единстве наша сила и наша победа над врагами Церкви. Помните, что наша Церковь – это Церковь Духа Святого, которая не может быть побеждена дьяволом и никакой другой силой, потому что она питается силой Божьей, которая сильнее всякой человеческой и дьявольской силы».