Обратившись с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство предложил мысленно перенестись на берег Иордана и увидеть среди тех, кто услышал проповедь Иоанна, себя.
«Человек, который не желает жить в грехах, приходит к Иоанну и принимает от него крещение. Он его крестит в покаянии и при этом говорит, что после него придет Тот, Кто будет крестить Духом и огнём. И тут приходит Христос и становится среди людей, он становится вместе с нами. Бог, сотворивший небо и землю, становится вместе с грешниками, каковым и мы все являемся. Он приходит в мир, чтобы принять позорную смерть и поругание. Он знает душу каждого из нас, знает все наши мысли. Знает, о чём мы думаем сейчас, и о чём будем думать завтра, через год, два, десять. И эти мысли могут быть совсем не теми, которых ждет Он от нас. Но Он любит Своё творение, а значит, готов сделать всё, чтобы мы избавились от грехов. И Он проходит Свой путь до конца. Неужели в благодарность за эту вселенскую любовь Божью к падшему человечеству, мы даже не попытаемся сохранить свои сердца в чистоте? Все мы однажды крестились и приняли печать Духа Святого. С этой благодатью мы начали свою жизнь, будем жить дальше, и наследуем жизнь вечную, если, конечно, будем стяжать её. Вот чего следует бояться больше всего. Вот из-за чего нужно переживать. Не потерянных лет, не утерянных возможностей, а именно благодати Божьей, без которой всё теряет смысл».
По словам владыки, не только потеря здоровья меняет отношение человека к жизни, но и отсутствие благодати Божьей в его душе.
«Конечно, человек, у которого болят зубы, никогда не назовёт себя счастливым. Но зубы можно вылечить с помощью специалиста, а вот станет ли он счастливым без благодати в своей душе? Многим знакомо выражение «благостное настроение». Так вот, это лишь отголосок того состояния, которое переживает человек от посещения благодати Божьей. Чаще всего это случается во время церковных таинств. Сегодняшним днём святая Церковь не только вновь открывает перед нами путь очищения от греха, но и указывает на средства обретения благодати. Особенно это касается таинства Исповеди, где мы омываемся слезами и раскаиваемся в своих грехах, где вновь стараемся очистить свои души, чтобы стать вместилищем благодати Духа Святого. Все мы были крещены Духом святым и огнём. На каждого из нас во время крещения нисходит Дух Святой, освящая нас, но также невидимым огнём уничтожая всю нечистоту нашей души. Не случайно мы говорим и об огне веры, который должен гореть в душе каждого христианина. И чем сильнее огонь веры, тем сильнее пламя любви. Нет, и не может быть веры там, где нет любви. Кто из нас не нуждается в словах сочувствия и любви? Если горит огонь веры в душе человека, он не может не делиться этим огнём с теми, кто рядом с ним. Да, тяжело полюбить того, кто тебя ненавидит. Но, хотя бы не осуждать его. Как говорят святые отцы, учитесь никого не осуждать и никому не досаждать, всех любить. А там, где любовь, там и молитва: «Не накажи его, Господи, а помоги ему, Господи, введи в разум истины, просвети и наставь»! Сегодня Господь показывает нам, что Он, Богочеловек, не гнушается никем из нас, Он приходит к каждому из нас, Он рядом с нами. И ждёт только одного – наших чистых сердец, наполненных огнём веры и любви».