«От Адама до Христа, – напомнил владыка, – человеческая душа никем не может быть повреждена, если человек сам этого не захочет.
Лишь только человек может нанести сам себе вред. После грехопадения греховность становится нашим свойством. Но эта греховность смывается Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И ключ к очищению находится на Голгофе. Это сам крест, на котором был распят наш Господь. Но было бы большой ошибкой полагать, что если человек поверил в Христа, то уже спасён. Сколько рядом с нами тех, кто, подобно Иуде, пошёл за Христом. Иуде же это не помогло, так неужели поможет им? Стоит ли поэтому удивляться, что столько злобы и ненависти вокруг. В том числе и в сердцах тех, кто называют себя православными людьми? А ведь всё это является порождением греха. И чаще всего греха гордыни. Разум настолько повреждён этим грехом, что человек зачастую не отдает себе отчета в том, что говорит и что делает. Его естество опутано дьявольскими лапами. Святой Андрей Критский прямо об этом говорит, он стучится своим каноном в наши души. Просит, взгляните на себя! Посмотри, человек, насколько ты возгордился и решил, что тебе всё позволено и дано право всех судить. А ведь Христос прямо говорит: « Не судите, да не судимы будете». Конечно, это не означает, что у человека не может быть своего мнения. Просто человек должен помнить, что какой мерой он судит других, такой же мерой будут судить и его. А иначе, это всё лицемерие и фарисейство».
По словам Его Высокопреосвященства, мнение о том, что человек может избавиться от грехов без помощи Божьей, является проявлением ереси.
«Ведь если человек сам может себя исправить и очиститься от грехов, то зачем искупительная Жертва Христа? Зачем нам Церковь, которая является богочеловеческим организмом? Не является ли такая убеждённость проявлением безумия и ереси? Погружаясь своими чувствами и мыслями в таинственную красоту поэтического слога, которым написан покаянный канон, верующий человек найдет ответы на вопрос, который его больше всего волнует: что же все-таки на самом деле угодно нашей душе? Ведь если она страдает, значит, ей чего-то не хватает? Не было страданий и в душах Адама и Евы до грехопадения. Но у нас есть возможность избавиться от страданий. А для этого необходимо как никогда искренне и с глубоким сожалением исповедоваться в собственных грехах перед собственной совестью. И чем искреннее мы будем это делать, тем меньше шансов будет у врага рода человеческого искусить нас каким-нибудь соблазном и заставить страдать. Добиться же этого без единства Бога и человека невозможно. Только становясь причастником Божественного естества, человек становится всесилен против козней дьявола, греха и смерти».
В заключение Архипастырь пожелал заглядывать в свою душу, сравнивать себя со святыми, чтобы, осознав свою греховность, очиститься и духовно возвыситься.
«Для этого нам необходимо постоянство стремления к Богу. Если будет это постоянство, то человек, осознававший свой грех, вновь возвращается в достоинство своё, получает исцеленное своё естество, свою природу. Если человек хочет победить свой грех, ему необходимо больше рассуждать над своими поступками, своими словами, а также думать о духовной пользе поступков и слов других людей. Помнить, что наши обидчики – это наши благодетели, потому что они указывают на наши недостатки. Не обижаться, а задуматься, может, эта обида вызвана нашим самолюбием, гордыней, эгоизмом? Если мы хотим быть со Христом, то будем стремиться воспитывать в себе Его смирение, Его любовь, Его кротость. И никогда не забывать, что сила Божия совершается лишь по нашей воле, и лишь она помогает нам в избавлении от грехов».