Священнослужитель – это образ Христа в церковной общине, епархии или Поместной Церкви. Поэтому священнослужителем еще с первых времен христианства должен был быть человек безупречной жизни. Тут имеется в виду человек авторитетный, добрый, понимающий, образцовый христианин, на которого пастве и нужно равняться: он должен быть: «непорочен, как Божий домостроитель, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, хорошо управляющий детьми и домом своим, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности (1Тим.3:2, 1Тим.3:12, Тит.1:6, Тит. 1:7).
Запрещение в служении клирика – мера как временного, так и пожизненного наказания, которая приостанавливает права священнодействия: совершать все богослужения, церковные таинства и обряды, а также учить и пасти свою паству за нарушения им своих служебных обязанностей, канонов Церкви или за грехи и преступления, несовместимые с высоким именем священнослужителя. Грехи и преступления могут носить как общественный характер, так и личный. Если пастырь потерял веру или проповедует ложное учение (ересь), он не должен оставаться священником. Если священнослужитель самовольно оставил свое место служения без объяснения причин, хамит, угрожает прихожанам, прелюбодействует, участвовал в совершении преступления и множество других (в Книге правил Церкви все это расписано) – это весомый повод отстранения от служения.
Часто запрещение в служении производится по дисциплинарным причинам, суть которых заключается в нарушении священнической присяги, непослушании правящему архиерею. Как низкий человек, в моральном плане, может приводить людей ко Христу, он, наоборот, развращает свою паству и бросает тень на всю Церковь.
Запрещение в служении – мера, которая носит дисциплинарный характер и направлена на побуждение клирика к осознанию своих ошибок и их исправлению, т. е. если он сам совратился с истинного пути, и что поведение его служит к соблазну других членов церковного общества, с подрывом чести и достоинства Церкви.
Запрет священника, это как горькое лекарство для тяжелобольного, но ради его вразумления и исцеления, поэтому, естественно, приносит положительный результат, если священник внутренне и внешне принимает наложенное на него прещение, раскаивается в содеянном, исправляется.
Когда, не дай Бог, священник и прихожане сталкиваются в своей и окружающей жизни с данным явлением, то они должны осознавать в полной мере, насколько серьезно обстоят дела, и с этим ни в коем случае нельзя шутить. В таком состоянии священник не имеет права благословлять людей, потому что благодать Божия, которая действует в священнике, не может передаваться людям.
Иногда бывает так, что клирик по своей гордыни не желает каяться в нарушении тех или иных церковных правил, а начинает совершать богослужения вне храма, в каком-либо нецерковном помещении, окружив себя “верными”, а фактически духовно порабощенными чадами. Таким образом, он впадает в грех непослушания Христовой Церкви и идет против Бога. В большинстве случаев, ослепленный самомнением, такой человек впадает в прелесть и начинает искажать церковное вероучение и выстраивать нехристианский образ жизни слушающих его людей. Это приводит к отпадению от Церкви и возникновению секты, т.е. к погибели, потому что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Мф.15:14).
Такая практика на самом деле может обернуться настоящей духовной трагедией. Потому что, если запрещенный, допустим, священник начнет служить в другом месте, при этом оставаясь перед Богом в запрете, то все священные действия будут НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ. И люди, не зная этого, очень сильно могут духовно пострадать. Тем, кто дерзнет “причащаться” у такого священника, это действие (мы специально не называем это Таиством, так как движения рук священника, который лишен из-за запрета благодати, над хлебом и вином, ни к чему не приведут) будет им в суд и осуждение. Уж лучше им выпить яд, чем участвовать в таком кощунственном спектакле. Например, дети могут остаться некрещенными и лишиться Царства Божьего.
Особо необходимо обратить внимание на то, что священник в запрете не только не может совершать богослужения, церковные таинства и обряды, но и учительствовать, и духовно окормлять церковную паству. При рукоположении священнику подается благодать Божия, которую он передает не только в священнодействиях, но и в процессе учительства и духовного руководства. А так как Церковь, в которой действует Дух Святой, отстранила того или иного священника от его деятельности, то, таким образом, благодать Божия не будет присутствовать в его деятельности, если он дерзнет ее совершать.
Согласно канонам Церкви, если священник дерзнет совершать какие-либо священнические действия в запрещении – его лишают сана. Получается так, что прибывая в горделивом дурмане такой горе-священник возводит хулу на Духа Святаго, чем обрекает себя на вечные мучения и тянет за собой всех тех, кто идет вместе с ним, вместо того, чтобы осознать свой грех гордыни, раскаяться и служить дальше.
Клирик, согласно правилам Православной Церкви, умирая в запрещении, так и не раскаявшись, не может быть погребен как священнослужитель. Его погребают по чину мирян. Это говорит о том, что Церковь не может ходатайствовать перед Богом за своего священнослужителя. Можно себе представить, насколько страшно будет душе этого человека в загробном мире, когда он, чувствуя свои грехи, предстанет перед Богом, а за него Церковь не сможет молиться.
Поэтому ни священнику, попавшему в запрет, ни верующим прихожанам ни в коем случае нельзя пренебрегать сложившимися обстоятельствами. А нужно изо всех сил молиться, чтобы Господь побыстрей помог такому священнику осознать свои ошибки и по-настоящему исправиться.