Пророк Илия является одним из самых известных людей в истории человечества на протяжении вот уже почти трёх тысяч лет. Его имя известно не только среди христиан, но и среди иудеев и мусульман. Его почитают язычники и представители некоторых протестантских групп.
Но своей славой, как заметил Его Высокопреосвященство, он обязан не людям, а Богу.
«В истории человечества, – сказал владыка, – было немало людей, которые приобретали мировую славу за считанные дни.
Их имена были на устах миллионов. Им поклонялись как богам. Но проходило совсем немного времени и их забывали, потому что любая человеческая слава скоротечна. Вечна лишь слава Божия. Такой славой обладает пророк Илия. И сколько бы еще ни прошло веков, его имя будут произносить с любовью, а самого помнить и почитать. А ведь он ничем не отличался от нас. У него было всё то же самое. Пожалуй, единственное, что нас отличает, так это то, что он общался с людьми не по телефону, а глядя им в глаза. И говорил не то, чего хотел сам, а то, чего хотел от него Бог. А ещё у него была сила молитвы. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», – читаем у апостола Иакова. Сегодня наша земля обливается кровью. Много горя и слёз принесла война. Много скорби вокруг. Но ведь и «усиленная молитва праведного» может много. Не является ли происходящее доказательством того, что не молится сегодня человек за ближнего своего и не признаётся в своих грехах ни перед Богом, ни перед собой?»
Пророк Илия, как сказал Его Высокопреосвященство, вразумлял народ Израиля и спасал его от греха так, как сегодня вразумляет и спасает нас наша Матерь-Церковь.
«Она учит нас соблюдать законы, учит жить по тем заповедям, которые оставил нам Христос. По тем добродетелям, которые мы должны сохранять и развивать. Не осуждать, а молиться за тех, кто, возможно, и достоин на наш взгляд осуждения. И тогда наша молитва поможет спастись не только этому человеку, но и целому миру. Увидев грех, увидев недостатки ближнего своего, не осуждать, а постараться помочь ему исправиться. Прежде всего, своим примером смирения и любви. Взращивая в своей душе многие христианские добродетели, человек уже не сможет жить по своим варварским законам. Наша душа бессмертна. А вот где она окажется после того, как мы пройдем свой земной путь, полностью зависит от нас. Будет ли она с Господом или ей суждена мука вечная вместе с душами тех, кого мы считаем своими врагами?».
В заключение своей проповеди Запорожский архипастырь напомнил о необходимости жить в соответствии с волей Божьей.
«Живущий добродетельной жизнью чаще всего подчиняется не своей воле, и тем более дьявольской, а воле Божьей. Но согрешая, человек уже начинает жить по воле дьявольской. И тогда всё, что с ним происходит, не зависит уже ни от него, ни от Бога. Воля Божья – это потрудиться ради ближнего. Это прославить своими делами Отца Небесного. Конечно, современному человеку невероятно тяжело прославить Бога. Где мы сегодня слышим о Боге? – только в храме. А это значит, что роль христианина в этом мире возрастает многократно. Мы должны свидетельствовать о Боге своими поступками, своей жизнью. Да, это очень трудная задача. Но у нас есть неиссякаемый источник силы – благодать Божья. И никто из желающих не будет её лишён. Стоит только прийти в храм на встречу с Господом, где мы имеем возможность услышать слово Божье. Где имеем возможность познавать истину, чтобы наша воля никогда не разлучалась с волей Божьей и противостояла воле дьявольской. Ведь только союз воли человека и воли Божьей может положить конец многим скорбям в этом мире и изменить его к лучшему».