«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их».
Говоря об этих словах апостола Павла, обращенных к первым христианам, Его Высокопреосвященство особо отметил, что они до сих пор не потеряли своей актуальности.
«И тогда, и сейчас, они звучат как предупреждение тем христианам, которые сами того не замечая, перестают ими быть и уподобляются иудеям, которые кичились своей исключительностью. Они мнили себя путеводителями для слепых, находящихся во тьме, наставниками невежд, учителями, потому что верили в единого Бога в отличие от язычников, знали Его волю и исполняли законы. Они хвалились тем, что постигли суть нравственного закона, полученного через Моисея. Однако духа любви, который содержался в нём, не постигли. Поэтому учили других, а сами при этом не учились. Могли всем говорить: «Не кради, не прелюбодействуй», продолжая воровать и прелюбодействовать. Апостол же Павел просил своих учеников не хвалиться своей верой, а свидетельствовать о ней в первую очередь своими добрыми делами. Он не случайно напоминает им о том, что среди язычников немало тех, кто, хотя и не познал Христа, но поступают по совести, поскольку нравственный закон написан в их сердцах. Каждый человек, приходящий в этом мир, получает от Бога ту силу души, которую мы обычно называем совестью. Совесть – это естественный закон. Это – «голос Бога в душе», как говорит Игнатий Брянчанинов. Но, как и любой дар Божий, совесть может быть человеком потеряна, если им не дорожить и не развивать его. Ведь враг рода человеческого только того и добивается, чтобы заглушить этот голос Бога в каждом из нас».
По словам владыки, именно в храме Божьем, получая необходимое лекарство, человеку удается уберечь свою совесть от деградации.
«Обращаясь к угодникам Божьим, взирая на их образы, человек пробуждает свою совесть. Вот только у одних это получается лучше, а у других – хуже. Беда человека, которого принято называть бессовестным, в том, что он никогда не осознает себя обязанным угождать Богу. Он попросту лишен этой способности. А ведь только совесть помогает ему раскрыться в том первозданном состоянии, которое завещано Богом. А без этого его душа будет всегда страдать и мучиться, не находя покоя».
Поздравляя с праздником, Запорожский архипастырь пожелал учиться у угодников Божьих следовать не только букве закона, но и его духу.
«Сегодня мы прославляем пророка Елисея, который старался угодить Богу и свидетельствовал о Нём всей полнотой своей жизни. Он жил в давние ветхозаветные времена, но при этом следовал не просто букве закона, а его духу, – духу любви. Также поступали все святые земли Русской, начиная с первых наших святых. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас старался обращаться к ним за помощью в пробуждении нашей совести. А для этого мы должны спешить в храм Божий, чтобы найти в нём лекарство, необходимое для излечения нашей совести. Для избавления от тех зияющих ран, которые нанёс нам враг рода человеческого посредством греха. Человек, лишенный совести, не способен ни судить себя, ни исправляться. Будем же молиться за всех, кто не хочет жить по совести. Молиться, чтобы Господь изгнал из их душ бесов. Ведь там, где нет Христа, бесы ведут себя нагло и дерзко. В этом легко убедиться на примерах нашей сегодняшней жизни. Бог создал наш мир как гармоничное единство, но совершая грех, человек его разрушает. Злые люди могут распространять ложные и пагубные идеи, мошенники – обманывать, убийцы – убивать. И вообще, люди могут проявлять несправедливость по отношению друг к другу. В мире, где все призваны проявлять любовь и заботу, к сожалению, люди нередко отказываются от этого и поступают по злобе и ненависти. Чтобы таких примеров в нашей жизни было как можно меньше, нам следует быть едиными во Христе. Бог призвал нас к общению с Ним, с Ангелами, друг с другом. Мы все разные и существуем в различных отношениях друг с другом, – в этом проявляется замысел Божий. Но есть ещё один и самый главный замысел Божий – мы все должны любить друг друга, и своей христианской любовью спасать этот падший и поврежденный мир».