Совершаемая сегодня литургия, как сказал в своем обращении Его Высокопреосвященство, совершается только в дни Великого поста и служит для духовного укрепления и подкрепления всех постящихся.
«Она отличается от традиционных литургий, совершаемых в течение года – литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. Только не стоит гадать, в какой из них больше благодати, а в какой меньше? Всё, что даёт Господь, Он даёт нам для нашего блага. Он даёт нам Литургию Преждеосвященных Даров, чтобы верующий человек не испытывал тоски по Причащению и не скорбел от долгой разлуки с Христом. Господь не хочет, чтобы мы оставались даже в течение одной седмицы без Святых Тайн. Вот почему появилась традиция в Церкви причащаться заранее приготовленными Дарами. В этом проявляется милость Божья, Его благословение, Его заступничество и помощь.
Но как мы можем отблагодарить Господа за все Его благодеяния? «Благослови, душе моя, Господа, – слышим мы в 103-м псалме царя Давида. Оказывается и наша душа может благословлять Господа. В это трудно поверить, но в минуты благодарности Богу именно так и происходит. Это происходит в те минуты, когда мы признаемся себе в том, что не можем жить без Христа, что вся наша жизнь посвящена Ему.
«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Время Великого поста – это время таких признаний, время, когда наша душа с великой радостью должна благословлять Господа».
Великий пост, по словам владыки, должен помочь человеку осознать свои ошибки, свои грехи, чтобы затем избавиться от них покаянием.
«Происходящее на земле сегодня – это свидетельство расплаты человека за грехи. Чаша Божьего терпения переполнена. Вся история человечества свидетельствует о том, что войны начинались, когда человек забывал Бога. А расцвет и благоденствие наступали в те эпохи, когда человек исполнял Его волю. Жил не по своим страстям, а по заповедям Божьим. Сегодня Господь ждет нашего покаяния и нашего благословения. Он ждет от нас искреннего желания исправиться, измениться к лучшему. Когда желание прославить Господа продиктовано лишь желанием что-то получить для земного существования, то от него мало проку. Такое благословение лишь продукт расчетливого ума. Необходимо благословение языком сердца. Ведь язык сердца – это кротость и смирение, это осознание нашей немощи и греховности. Происходящее человек всегда пытается понять умом, а сегодня пришло время понять это сердцем. Лишь тогда человек сможет беседовать с Богом по-другому, как учат нас святые отцы, не на языке ума, а на языке сердца. И произойдет это лишь когда мы будем иметь не умственное представление о своей греховности, а сердечное убеждение в том, что все мы великие грешники, нуждающиеся в постоянном духовном укреплении и подкреплении».