«Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».
Эти слова апостола Павла, как сказал Его Высокопреосвященство, приобретают в наше время особое значение.
«Особенно в той части, где речь идёт о необходимости быть бдительными. Каждый из нас знает немало жизненных ситуаций, когда нужно быть бдительным. Нужно быть бдительным за рулем автомобиля, при переходе улицы, при получении кредита в банке. Но разве о такой бдительности сегодня говорит апостол? Он говорит о том, что и в прежние времена, и сейчас враг рода человеческого, который, как известно не спит и не ест, хочет лишить нас радости общения с Богом. Хочет сбить нас с пути спасения. И делает это весьма изобретательно. Он стирает грани между важным и второстепенным, между можно и нельзя, между формой и содержанием, между средством и целью. Между добром и злом, между черным и белым. И обращает наше внимание на ту часть жизни, на те обстоятельства, которые служат удовлетворению вкусов толпы. Он играет на низменных инстинктах человека. А ведь не для этого приходил Христос. Не для того, чтобы человек продолжал грешить и губить свою душу. Не для этого идёт на Свои смертные страдания и проливает Свою кровь. А для того, чтобы мы могли исправляться. Апостол призывает нас быть бдительными, то есть трезвиться своим мыслями, потому что грех возникает именно от грязных помыслов. Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями. Страсть рождается в душе человека не сразу. Поэтому очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее другими мыслями — духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших, чем он сам, бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить добродетельную мысль. Блудной — целомудренную, чистую. Гневной и раздражительной — доброжелательную. Помыслу осуждения — помысел оправдания, жалости к ближнему.
Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней и помнить, что эта борьба никогда не прекратится. Но бдительность в борьбе с нашими страстями подразумевает ещё и нашу способность совершать дела благовестника. И всё это для того, чтобы мы могли служить Христу. Могли твердо исповедовать свою веру и нести в этот мир слово Божье. Поступать так, чтобы все видели, что мы — Христовы, потому что между нами всегда была и будет любовь».
«И с нами Бог! и есть и будет»!