В этот день вся полнота Православной Церкви отпраздновала память святителя Луки Крымского, а запорожская паства также день тезоименитства правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского. В числе других архипастырей владыка Виктор сослужил Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию за праздничной Божественной литургией, состоявшейся в Свято–Покровском архиерейском соборе г. Запорожья.
— Ваше Преосвященство, Вы возглавляете Представительство УПЦ при европейских международных организациях. Эта структура была создана в 2017 году. Каковы ее цели и задачи?
— Представительство УПЦ при европейских международных организациях создано для защиты интересов верующих УПЦ на международном уровне. Эта задача реализуется путем информирования дипломатических структур и международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и других, о насущных проблемах православных христиан в Украине. Также Представительство УПЦ старается оказывать поддержку другим Православным Церквям, предоставляя им те возможности международного информирования и защиты, которыми оно располагает.
Необходимо отметить, что повестка работы Представительства не ограничивается темой защиты прав УПЦ во взаимодействии с государственными органами, а распространяется и на такие важные вопросы как защита христианских ценностей и традиционной семьи. По этому направлению мы стараемся объединять наши усилия вместе с Поместными Церквями, правозащитными организациями, лояльными СМИ, научными и общественными кругами для того, чтобы создать противовес активно продвигаемым в настоящее время на международном уровне антихристианским инициативам, таким как лоббирование «прав» ЛГБТ-сообщества, разрушение семейных ценностей, «права» на аборт и ряда других.
— По прошествии четырех лет можно ли говорить о том, что проблемы нашей Церкви интересны европейцам? Была ли какая–то реакция международного сообщества на озвученные вами факты, в виде конкретных решений и заявлений в поддержку УПЦ и позиции ее священноначалия?
— Работая на международном уровне, необходимо отказаться от распространенной иллюзии о том, что какие–то структуры, даже и декларирующие в своих юридических документах задачи защиты прав человека, сильно заинтересованы помогать в решении конкретных проблем верующих. Нужно признать, что международный правозащитный механизм инертен абсолютно ко всем проблемам. Поэтому для того, чтобы вывести интересующую нас повестку на уровень конкретных международных реакций, нужно прилагать постоянные кропотливые усилия, задействуя одновременно механизм сложных юридических процедур, а также личных контактов, а иногда и посильного правового давления на тех или иных чиновников. Существует также проблема перегруженности таких глобальных структур как ООН, Совет Европы и других, которые, с одной стороны, занимаются в первую очередь геополитическими вопросами, а во вторую очередь — тяжелыми ситуациями массовых зверств, войн и других подобных конфликтов. На этом фоне прорваться в их повестку с темой защиты прав верующих УПЦ, не имея какой–либо поддержки от стран–членов ООН, весьма сложно.
Нужно признать, что УПЦ, да и вообще другие Поместные Православные Церкви, к сожалению, не имеют структур, которые бы защищали их интересы на системном уровне в международных организациях. Фактически, образованное четыре года назад Представительство УПЦ является первопроходцем в этой области, потому как все приходилось начинать с чистого листа. Но, несмотря на перечисленные трудности, за достаточно короткий период, благодаря вовлечению ряда профессиональных правозащитных организаций, нам удалось не только наладить постоянное информирование международных структур о проблемах православных христиан, но и добиться ряда конкретных решений по проблематике УПЦ. Так, четыре специальных докладчика ООН направили правительству Украины коммуникацию о проблемах УПЦ — это стало важным фактом международной реакции на проблемы наших православных верующих. Нельзя не отметить и решение Комитета по правам человека ООН о запрете выселения общины УПЦ из храмового здания в Ивано–Франковске. Этот прецедент по сути заблокировал уже вступившее в силу решение суда о выселении наших верующих из принадлежащего им здания. Также была эффективная поддержка со стороны ОБСЕ по делу о преследовании клирика УПЦ — протоиерея Виктора Земляного в Ровенской области. Напомню, тогда СБУ возбудило уголовное дело против нашего священника и вмешательство ОБСЕ внесло свой вклад в его защиту.
Что касается дискриминационного закона «о переименовании», то эта проблема выведена нами на международный уровень, однако, в силу того что этот акт принят парламентом Украины, его международная оценка упирается в вопрос суверенитета Украины. Говоря иными словами, международные структуры не могут оценить акт высшего законодательного органа Украины иначе как в рамках ограниченных процедур — таких, как например Венецианская комиссия за демократию через право или ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Однако ни сами верующие, ни УПЦ не имеют юридического права обжаловать украинский закон в этих структурах (за исключением ЕСПЧ). Но даже в случае наличия такого права, для того чтобы вывести это дело на рассмотрение упоминаемых структур и добиться окончательного решения, необходимы годы правовой работы. Так, на прохождение дела в ЕСПЧ в среднем уходит порядка пяти лет, не считая времени, которое требуется на движение иска в национальных судах. Тем не менее, с Божией помощью нам удалось добиться того, что проблемы верующих УПЦ регулярно публикуются на сайте и в системе документации ООН в рамках регулярных сессий Совета по правам человека, что автоматически обеспечивает циркуляцию этих документов среди дипломатов ООН. Эта задача является весьма важной, так как среди международных чиновников нет понимания о ряде наших проблем. К примеру, тема захватов храмов является довольно спорной при международных дискуссиях, так как наши оппоненты, в том числе и украинские дипломаты, подают эту проблему как якобы добровольные переходы, обвиняя нас в подаче недостоверной информации. Иначе говоря, тема захватов храмов не является на международном уровне настолько очевидной, также как и вопрос незаконности действий Константинопольского патриарха Варфоломея.
Все эти темы часто находятся на острие геополитической борьбы, поэтому пропагандистские искажения фактов происходят постоянно. Следовательно, информирование международных структур о фактах дискриминации УПЦ встречает сопротивление и является непростой задачей, требует детального обоснования, доказательств, широкого медийного охвата, и даже в случае нашей очевидной правоты — политический фактор часто создает непреодолимые барьеры в понимании. Ввиду этого наша работа сосредоточена не только на информировании, но и на юридических процедурах, которые более формализованы и направлены на рассмотрение фактов, а не только обобщающих заявлений.
— Как международные институции комментируют дискриминационные законы и законопроекты в отношении Украинской Православной Церкви, находящиеся в Верховной Раде? Ведь они, однозначно, ущемляют права человека, в данном случае верующих УПЦ.
— Формально, с точки зрения права, международные организации обязаны действовать в пределах своей юридической компетенции, и у них нет права комментировать действия суверенного государства, которым является Украина, вне конкретных правовых процедур. Такие действия были бы вмешательством во внутренние дела той или иной страны. Однако нельзя не признать, что даже крупные международные структуры становятся все более политически заангажированными, и находятся под влиянием стран, доминирующих в международной политике. При этом тема нарушений прав верующих в Украине за последние годы прочно вмонтирована в разрез геополитической борьбы, поэтому уровень предвзятости при рассмотрении этих вопросов крайне высок. Как уже отмечалось выше, есть и ряд процедурных трудностей. Для того, чтобы вывести вопрос дискриминационного характера законов на уровень тех институций, которые уполномочены принять решение или прокомментировать закон суверенного государства, необходимо либо инициировать судебный процесс в ЕСПЧ, либо начать процедуру рассмотрения соответствия закона международному праву в рамках Венецианской комиссии. Именно эти органы обязаны принимать решения по таким вопросам. Что касается Европейского суда по правам человека, то для того, чтобы он начал рассмотрение дела нужно предварительно пройти все стадии судопроизводства на национальном уровне. Право же на обращение в Венецианскую комиссию принадлежит только государствам и международным чиновникам. Нужно отметить, что в частном порядке многие официальные лица различных структур понимают суть этих законов. Однако для того, чтобы по ним были приняты конкретные решения, необходимы юридические основания. Все это упирается в принцип государственного суверенитета и невмешательства международных структур во внутренние дела государств. Конечно, в ряде случаев ООН, ОБСЕ и другие структуры могут комментировать факты нарушений прав человека, в том числе и законы, в своих отчетах или выступлениях, следуя определенной политической повестке. Как правило, это делается под давлением или в угоду определенным странам и политическим силам. Но как раз в случае с УПЦ существует огромное противодействие со стороны ряда сил, заинтересованных в сокрытии фактов преследования верующих. К сожалению, это делают и дипломатические структуры Украины, которые подают вопрос дискриминационных законов как контрмеры в борьбе с Российской Федерацией, обвиняя УПЦ чуть ли не в пособничестве другому государству. В результате зарубежные чиновники опасаются включаться в тему защиты УПЦ понимая, что за такими заявлениями последуют обвинения в пророссийской деятельности. В итоге в нашем арсенале остаются только юридически «тяжелые» процедуры, когда международные органы обязаны рассматривать наши дела в силу регламентов их работы, однако развить такие процессы не просто по причинам, описанным выше. Вообще, за рубежом не редки случаи отстранения довольно крупных политиков в результате обычных встреч с общественными активистами, просто имеющими гражданство РФ или, например за то, что некий европейский депутат провел отпуск на территории этого государства. Поэтому мы не ожидаем, что какой–то чиновник вдруг начнет публично комментировать нарушения прав УПЦ, это было бы очень неожиданно и смело в современных политических условиях. На практике нам, как представителям УПЦ, часто приходится прежде всего преодолевать политическую заангажированность и последствия пропаганды, постепенно меняя сознание международных чиновников и их структур, аргументированно объясняя нашу позицию, разъясняя фактическую независимость и самостоятельность УПЦ в ее управлении, и лишь потом может рассматриваться вопрос конкретных фактов нарушений прав наших верующих. К сожалению, пропаганда и политические страхи являются реальностью и в сфере международных отношений.
— В силу Вашей деятельности вам часто приходится бывать в разных странах и общаться с нашими бывшими соотечественниками, которые хотя и уехали из страны, но остались православными. Переживают ли они по поводу того, что происходит с Церковью на их Родине?
— Православные верующие, проживающие за рубежом, в основном знают о проблемах УПЦ и, конечно же, переживают и сочувствуют своим соотечественникам, стараются оказывать посильную помощь. Мы неоднократно сталкивались с поддержкой со стороны таких сообществ, в том числе и получали полезные контакты на международном уровне. Как я отмечал выше, Представительство УПЦ в меру своих сил и возможностей старается поддерживать и другие Православные Церкви. Так, мы организовывали ряд ивентов в ООН для представителей Сербской Православной Церкви по проблемам дискриминации верующих в Черногории. Были также мероприятия, касающиеся проблем православных христиан на Ближнем Востоке, нарушений прав верующих в Северной Македонии и Косово, похищения православных митрополитов в Алеппо. Все эти темы звучали на уровне ООН. Такая активность создает основу для взаимного сотрудничества и помощи. Еще раз подчеркну, что международные структуры не будут сами защищать наши права, все их реакции требуют огромной работы на системном уровне и значительного временного промежутка. Кроме того, при отсутствии постоянного напоминания о проблемах — любое человеческое сообщество склонно забывать о их существовании, поэтому наша задача — сделать голос православных верующих на международном уровне постоянным и усиливать эффективность наших действий.
— Владыка, в заключение ответьте, пожалуйста, на личный вопрос. Вы — племянник почившего Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Какое влияние оказал приснопамятный Владыка на ваше духовное становление?
— За период своего Предстоятельского служения, который продлился 22 года, Блаженнейший Митрополит Владимир оказал огромное влияние на миллионы наших православных украинцев. Я безгранично благодарен Богу, что на протяжении многих лет имел возможность черпать мудрость от этого великого архипастыря. Блаженнейший Владимир — это живой пример настоящей любви к Богу и человеку. Он находил время для всех, уделял внимание всем без исключения людям. Дверь его рабочего кабинета в Лавре была открыта и в 7 утра, и в 9 вечера. С его лица никогда не сходила искренняя улыбка, наполненная любовью и благопожеланиями.
Я хорошо помню краткие и ёмкие наставления, которые давал мне Блаженнейший Владыка Владимир в ответственные периоды моей юности и духовного становления. А каким прекрасным и тонким чувством юмора он обладал! Этот образ Блаженнейшего Владимира до сегодняшнего дня перед моими глазами. И каждый день моего послушания в Киевской Митрополии я начинаю с посещения места упокоения Его Блаженства на лаврском кладбище.