Владыка в частности сказал о том, что крест Господень – единственный в мире памятник, который воздвигнут завистью, злобой и ненавистью человеческой.
«В каждом уголке земного шара, где только живет человек, можно встретить памятники. Все они в той или иной степени являются выражением благодарности людской. И только Крест Господень не является таковым. Сейчас мы говорим, что это символ победы, символ спасения. А ведь он был соблазном для иудеев и безумием для эллинов. Это теперь он для нас символ радости, а тогда на нём был пригвождён наш Господь. Бог приходит в этом материальный мир к человеку и приносит Себя в жертву. Но не ради этого материального мира, а ради души человеческой. Ради того, чтобы спасти нас и искупить наши грехи Своей кровью. Вот потому греки и считают крест безумием. Ну, еще бы. Уж коли выдающиеся греческие философы и учёные, знаменитые на весь мир своей логикой и мудростью, основавшие многие философские школы, стоящие у истоков многих наук, не смогли этого постичь, то, конечно, им проще всего назвать это безумием, чтобы самим не прослыть глупцами. Но разве не глупость пытаться с помощью одного ума, но без веры, постичь то, что произошло на Голгофе? Человек без веры даже предположить не сможет, чтобы Бог – Творец всего сущего, принёс Себя в Жертву ради спасения человека. А для иудеев Крест всегда был большим соблазном, поскольку на нем была распят Христос – Мессия. Вся наша вера есть безумие для этого материального мира. Она для него – алогична. Она не имеет человеческого объяснения, потому что она – Божья».
К великому сожалению, как сказал Его Высокопреосвященство, современный человек не многим отличается от высокомерных и надменных эллинов.
«Он настолько убеждён в том, что раз нет рациональных доказательств существования Бога, то вера в Него есть безумие. Но при этом не понимает, что Бог совершенно не случайно предоставляет нам именно такие методы изучения: эмпирические, то есть с помощью экспериментов и логические, формальные. Человек не может даже мысли допустить, что мир позволяет себя исследовать рациональными методами науки именно потому, что этого хочет Бог. Наука не делает ничего другого, как читает замысел Бога, существующий в этом мире. Если Бог сотворил мир, а современные ученые пытаются его успешно исследовать, то это означает, что не доказательства Бога нужно искать, а вести новые научные изыскания с точки зрения веры. Может, поэтому Господь дал нам её. Ведь она не нуждается ни в каких доказательствах, потому что предполагает полное наше доверие к Создателю. Богу не нужны наши доказательства Его существования, а вот материальному миру, который доверяет больше своим ощущения, нужны. Вот потому и продолжает современный человек больше доверять не своему сердцу, а своей голове. И вместо того, чтобы верить и исполнять заповеди Божьи, ищет им логическое объяснение. И как следствие – продолжает грешить и жить своими страстями, а значит, ещё больше страдает и больше мучится».
Поздравляя с праздником, Запорожский митрополит пожелал не поддаваться соблазнам этого мира.
«Конечно, для современного человека постичь тайны Промысла Божьего своим собственным умом и всё объяснить с логической точки зрения, большой соблазн. Взирая на Крест Господень на куполах наших храмов и на могильных холмах, ему трудно поверить, что это и есть символ радости и надежды. Слишком долго этот мир внушал ему совершенно иное. Но стоит ему начать просить у Бога прощения и очищать свою душу от всякой скверны, как он тут же почувствует, а затем поймет, что у человека нет и никогда не будет другой возможности изменить свою жизнь к лучшему, чем вера в спасительную силу Креста Господня. Мне бы хотелось, чтобы лобызая его сегодня, мы просили у Бога не решения наших земных проблем, а терпения и сил, необходимых нам для твердого стояния в нашей вере и беззаветного служения нашей Матери-Церкви».