Всемогу́щий и ве́чный Бо́же, сотвори́вый из ничего́ ми́р, си́лою Свое́ю держа́щий его́ в простра́нстве и повеле́вый возделывати зе́млю для существова́ния ро́да челове́ческаго! Усе́рдно прибега́ем к милосе́рдию Твоему́: благослови́ ми́лостивым Твои́м о́ком все́ посеянные и насажденные на поля́х си́х и огородах (виноградниках) се́мена; да́руй спокойствие возду́ха и се́мена плодовитыми соде́лай, изба́вив и́х от заростания те́рнием и ди́кими травами, и да́й и́м в по́лную си́лу придти́ к назначенному вре́мени, что́бы мы́, рабы́ Твои́, насытившись Твои́х зрелых плодо́в, Тебе́ досто́йное прославле́ние могли́ приноси́ти всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
С такой молитвой обращается священник к Богу, освящая землю словами древних псалмов и чтением святого Евангелия. Обходит поля крестообразно и окропляет святой водой. Напутствуется и окропляется также техника и другой инвентарь, и, конечно же, сами земледельцы с домочадцами, чьими трудами обрабатываются поля и виноградники, взращивается зерно и всякий плод.
Труд земледельца благословенный и тяжелый: земледельцы садят и ухаживают, вкладывают силы, время и терпение, немалые средства на семена, удобрения, технику и средства защиты, изучают новые технологии и проводят орошение, по возможности. И все же, не нужно забывать, что бросает семена в землю земледелец, а дает жизненную силу и взращивает — Бог.
По Его милости мы имеем то, что у нас есть, но очень часто об этом забываем. Как девять прокаженных из десяти, которые не поблагодарили Бога за исцеление, а приняли свое здоровье за должное. И лишь один вернулся и сказал слова благодарности своему Спасителю, и тот был самарянин, то есть иноверец. Так и мы часто забываем, кто истинный источник жизненной силы и наших благ, и в то же время считаем себя истинно верующими.
Конечно, всё развивается — и промышленность, и агротехнологии. Но вместе с этим, к сожалению — и человеческая гордыня. Забывая о Творце и приписывая все себе, мы почему–то, зачастую приходим к тому, что забываем также и о своих обязательствах перед ближними: поделиться и помочь тому, кто нуждается.
Господь дает плодородие земле для всех живущих на ней, и грешно считать ее плоды лично своими достижениями и собственностью.
В православной вере человек, каким бы имением не был наделён, не считал его своим, но Божиим. А потому вел себя как управитель, которому надлежит дать отчет за всё перед истинным Владыкой всего. Потому был у человека страх Божий, обидеть кого, обмануть или несправедливо поступить. Знал человек, что счастья за несправедливостью нет и быть не может. А оступиться и в грех любой впасть очень легко, и для души страшно. И чтобы противостоять этому, нужно память о Боге-Любви иметь.
Память эта через молитву осуществляется. Потому все с молитвой и делалось, по Божьему благословению. От утреннего правила до вечернего. Ограждая себя, домочадцев и плоды трудов своих от всякого зла крестным знамением.
Труд и молитва — два крыла нашего спасения. На одном из них далеко не улетишь. Оба нужны. А в общей молитве и труде сила большая.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
Вот помолились сообща, все вместе за Литургией, и Христос посреди нас. Посмотрите, как дети так непосредственно причащения ждут. Точно — Он посреди нас! Нужно только постараться увидеть это своим сердцем.
Приобщились мы через таинства благодати Божьей и, дай Бог, пронести ее через мир до следующей службы. В том числе, и через поля, с молитвой, где наши хлеборобы трудятся. Сеют, взращивают, собирают. Чтоб добрый хлеб, как достойный плод наших трудов во славу Божию, занял почетное место на нашем столе. С молитвой засеянный, и с молитвой испеченный.
Пусть даст Бог и сил, и разума всем, и здоровья на благо общее. И дождь, и солнце ко времени для семени нужному. Чтоб все, что посеяно, не пропало, не погибло, но плод добрый принесло. Как и жизнь наша, чтоб не бесполезной была, не бесплодной. Чтобы никакие жизненные стихии Любовь в нас не высушили, не выбили и не вытоптали!
Аминь.