В своём сегодняшнем архипастырском обращении Его Высокопреосвященство обратил особое внимание на отношение современного человека к Богу.
«К великому сожалению, независимо от того, хотим этого или не хотим, но прагматичный мир и наше отношение к Богу пытается сделать прагматичным. Современный человек из всего хочет извлекать выгоду. Но какую выгоду могли извлечь апостолы, оставшись у подножия Фавора? Какую выгоду извлекли Петр, Иаков и Иоанн, отправившись вместе со Спасителем? И правильно ли таким образом строить наши отношения с Богом? К чему это может привести? Вспомним, что произошло с апостолами, которых не взял с Собой Христос? Они стали завидовать. То есть пожалели о том, что Учитель взял не их. И действительно, почему Пётр, а не Андрей? Почему Иоанн, а не Фаддей или Фома? Почему не Иуда, в конце концов? Не так ли происходит и в нашей с вами жизни? Не задаем ли мы себе такие же вопросы: почему одним Бог даёт всё, а мне ничего? Если человека волнуют такие вопросы, значит, его отношение к Богу носит исключительно прагматичный характер. Как в обычной жизни: ты – мне, я – тебе. Но так ли важно, кто поднялся с Господом на Фавор? Важно другое. Важно, чтобы происходило наше духовное восхождение, – нашими помыслами и чувствами. Причем, происходило ежедневно, ежеминутно. Многие из вас имели счастье побывать на Фаворе и всё увидеть своими глазами. Но даже это восхождение не может сравниться с восхождением, к которому нас готовит Господь. Восхождение на Фавор нашими чистыми помыслами и чувствами несопоставимо ценнее буквального, фактического восхождения. Сегодняшний праздник возвращает нас к пониманию нашего с вами духовного опыта общения с Богом. Что он значит для нас? И есть ли он вообще? Способны ли мы вслед за апостолами испытать неизреченную радость и внутреннее ликование, чтобы от сердечной простоты воскликнуть: «Господи, хорошо нам здесь быть». Есть ли в нас такое ликование от встречи с Богом и такая сердечная простота? Если нет, то это является свидетельством отсутствия сердечной чистоты. И не будет в нас сердечной чистоты и не «взойдет утренняя звезда в сердцах наших», как говорит апостол Петр, если мы не будем обращаться пророческому слову, которое, по сути, есть слово Божье. Не будем его исполнять. Ведь, как говорит Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». Для нас, современных христиан, как никогда важно не просто читать и слушать слово Божье, нам необходимо соблюдать его. Необходимо всегда обращаться к святотеческому опыту и руководствоваться им в своей повседневной жизни. Это необходимо, поскольку наше тело, наши мысли, чувства и желания находятся под постоянным внешним негативным воздействием. Если человек не будет разбираться в том, что можно, а чего нельзя, какие потребности ему нужны, а от каких лучше отказаться, он легко может превратиться в марионетку. Человек привык заботиться только о своём здоровье, но совершенно забывает о своей душе. А ведь душа это наш ум, наши чувства, наша воля. Если мы не будем решать, какие мысли, какие чувства, какие желания и впечатления нужны для нашей души, то за нас это будут делать другие».
Вот почему, как сказал владыка, будет большой ошибкой видеть духовное значение сегодняшнего праздника только в освящении плодов нового урожая.
«Благочестивый обычай освящения яблок и винограда на Преображение Господне очень древний. Но духовный смысл праздника не в этом священнодействии. Своим Преображением Господь благоволил предохранить нас от уныния и отчаяния, и возвести к высшему упованию среди бедствий и несчастий, которых немало в нашей жизни. Он показал нам Свет, к которому мы должны стремиться. Не жить в потемках, не блуждать во тьме, которая является одним из свойств ада, а всегда хранить в душе путеводный Фаворский свет. И помнить, что ни яблоки, ни виноград, ни другие фрукты и ягоды не способны уберечь нас от греха. Они не способны просветить нашу душу. Они лишь напоминают о том Божественном свете, который сияет каждому из нас. О том Свете, который есть в каждом из нас. Только увидеть его, увы, могут не все. А только те, кто готов к преображению своей души. Кто подготовил своё сердце к встрече с Господом и вошёл в радость Его».
Поздравляя всех с праздником, Запорожский архипастырь пожелал, чтобы освящая плоды нового урожая, человек не забывал о самом главном – об освящении своей души.
«Не забывайте меняться внутренне. А для этого нужно ходить в церковь, чтобы получить спасительные действия для нашей души. Ведь только здесь силой Божественной благодати наши сердца, погружённые в сон, могут пробудиться и увидеть спасительный Свет Христов. Только здесь слово Божье звучит и учит нас поступать так, чтобы мы могли наследовать жизнь вечную. С раннего возраста человек начинает испытывать потребность в преображении, в совершенствовании – в учебе, спорте, профессии и так далее. Все это важно. Но для Бога самое главное – наше духовное совершенствование, наш духовный путь. Пусть Божье благословение всегда будет с нами на этом трудном, тернистом, но таком чудесном и упоительном пути».