Обратившись затем с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что сегодняшний праздник, являясь одним из величайших событий в жизни человечества, помогает найти ответы на многие сложнейшие и животрепещущие вопросы, касающиеся нашего земного бытия.
«Ни новейшие компьютерные технологии, ни самые передовые научные достижения, ни философы, ни ученые – ничто и никто не в состоянии приблизить общество к пониманию устройства этого мира, если человек не имеет ни малейшего представления о Боге. Невозможно познать этот мир, если не приблизиться к пониманию того, что творит Господь. Духовное понимание Его Воскресения, именно духовное, то есть понимание сердцем, а не умом – один из этапов познания смысла человеческого бытия. Ведь, что происходит? Христос воскресает, но прежде была Его смерть, был гроб. Гроб, по сути, есть символ умирания всего живого. Независимо от того, хочет человек или нет, но ему придется пройти через это. Только смерть открывает человеку двери в райские царствие обители. Вернее сказать, открывает двери к жизни вечной. А там только две дороги – в рай, где вечное блаженство или в ад, где мука вечная. Вот почему тысячи паломников со всего мира стремятся попасть в Иерусалим. И не куда-нибудь, а именно к Гробу Господнему. Человек хочет приблизиться к пониманию смерти Спасителя. Не только православные и католики, не только христиане, но и представители других деноминаций. Все хотят прикоснуться к Источнику жизни вечной. На протяжении всей своей жизни человеку приходится сталкиваться со смертью. Он видит в гробу бездыханное тело, но редко в этот момент задумывается о душе как усопшего, так и о своей собственной. Смерть не приближает его к пониманию жизни вечной. Наша душа в момент смерти снимает тело, которое её порабощало с момента грехопадения. Мы с вами знаем, что когда Бог создал Адами и Еву, в них была заложена личностная иерархия – дух, душа, тело. Но когда они согрешили, тело стало властвовать над душой. Душа стала рабыней тела. И для того, чтобы освободить нашу душу, приходит Господь. Но это освобождение возможно только через воскрешение. Иной человек, зная о том, что душа живёт вечно, а тело тленно, задается вопросом: а зачем тогда человеку бренное и постоянно болеющее тело? Вот и жил бы без тела. Но в том-то и дело, что Бог создал человека триединым. Чтобы мы могли воскреснуть нам просто необходимо тело. И именно смертное тело. Ведь смерть есть не просто естественная преграда физической жизни, которая преодолевается мыслящим духом, но есть вызов духу, побуждающий его к таким свершениям, которые были бы невозможны в бессмертном существе. Смерть есть физический конец жизни земной и вместе с тем – начало вечной жизни. Одна только мысль о смерти уплотняет и концентрирует жизнь, делает её более интенсивной. Когда мы говорил о воскресении, то имеем в виду именно наше тело. Но воскреснув, оно уже не будет таким как прежде. Физические свой свойства его будут другими. И это всё благодаря Христу, Его смерти и Его Воскресению. Ведь Христос, восприняв в Свою Ипостась нашу человеческую природу, став нашим сродником по плоти, воскресил Своё, единосущное нашей материальной природе, естество. Без понимания этого, человеку никогда не понять, что даёт ему жизнь с Богом. Это всё равно, как писал Игнатий Брянчанинов, если никогда не видеть сад цветущим, а видеть его только зимой, быть уверенным, что именно таким он и должен быть. Лишь только ветер, вьюга и холод. Ни зелени трав, ни цветов, ни пения птиц. Но стоит пригреть солнышку, как этот сад расцветает и тут же преображается всё вокруг. Благоухает природа, поют птицы, порхают бабочки, всё полно неги и аромата. И было бы страшным заблуждением думать, что с нашей смертью, всё заканчивается. Это страшное заблуждение отворачивает человека от Бога, лишает его веры в Него и в своё бессмертие. Сегодняшний день как раз и помогает нам посмотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения вечной и бессмертной нашей души. Своим Воскресением Господь все падшее человечество и нас с вами благословляет на воскресение, но насколько достойны мы этого великого дара, этой спасительной жертвы, зависит от каждого из нас».