Изучение пределов, которые ставит человеку Закон, практически бесконечно. Углубляться, входить в понимание тех или иных предписаний Закона, в том числе — относящихся к грехам, за которые полагалась смерть, можно весьма долго, ибо праведник «… о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс 1:2). Поэтому так важно для людей, только еще входящих в Церковь, показать тот минимум, который позволит им, говоря словами того же псалма, «не стоять на пути грешных».
Для христиан, живущих в Церкви уже новозаветной, эта тема также представляется весьма важной. Дело в том, что так называемые смертные грехи встречаются и в реальной жизни людей, верующих в Сына Божьего, причем — гораздо чаще, чем это кажется.
Разумеется, у нас нет обязанности и даже права лишать кого-то жизни за их совершение. Но это не значит, что Церковь должна относиться к людям, их совершим, так же снисходительно, как и ко всем прочим грешникам. Как минимум, такие люди должны лишаться церковного общения на какой-то срок — вплоть до принесения покаяния.
Грех никогда не считался явлением естественным и, тем более, нормальным. В древности, по-видимому, не было ни одного народа, ни одной культуры или цивилизации, в которых не было бы понятия греха.
С точки зрения Священного Писания Ветхого Завета, это понятно. Все люди — потомки Адама, или, если следовать книге Бытия, также и потомки Ноя, с которым Господь Бог заключил особый Завет, отличный от райского Завета. Его часто так и называют по имени человека, с которым Всевышний его заключил — Завет Ноев. Смысл этого Завета состоит в том, чтобы не дать погибнуть ни одному человеку, вошедшему в него.
В Древнем мире практически все люди хорошо понимали: последствием любого греха является смерть. Она может наступить не сразу, как бы автоматически после совершения какого-то греха. Но грех имеет свойство накапливаться в душе человека. И когда количество перейдет в качество, результат уже будет неизбежен: смерть. Поэтому смерть, которая ждет каждого человека, есть, в понимании Завета Ноя и Моисея, результат его грехов.
У греха есть еще одно страшное свойство: грех заразен. Это следует понимать буквально, как понимается буквально, например, утверждение, что грипп заразен. Если не принимать специальных мер, то можно заразиться, заболеть и даже умереть. Поэтому, когда возникает эпидемия какой-нибудь опасной заразной болезни, в любой стране или ее отдельной части устанавливаются специальные ограждения, нередко даже армейскими подразделениями, чтобы остановить распространение эпидемии. Меры, которые при этом применяются, ни в коем случае нельзя признать демократическими, они нарушают права отдельных людей на передвижение и многое другое. Но вызвано это нарушение демократии и прав человека опасностью, которая грозит очень многим людям. В этом случае действуют специальные законы о чрезвычайной ситуации. Без них вся страна может погибнуть.
Грех и его действие, его эпидемичность, представляют такую же опасность для людей. Поэтому каждый Завет, заключенный Богом с людьми через какого-то человека, Им для этого избранного, представляет собой своего рода правила поведения в ситуации чрезвычайного положения, вызванного действием греха. Можно сказать, что это своего рода правила безопасности: что надо делать (или чего не надо делать), чтобы не заразиться, не заболеть и не умереть.
Нередко многие заповеди Завета Моисеева и, особенно, наказания за их нарушения представляются нам слишком жестокими. И даже в совсем не плохих учебных пособиях это обстоятельство или замалчивается, или объясняется особой жестокостью нравов в древности.
Но дело, разумеется, не в этом. Современные нравы ничуть не менее жестоки, впрочем, как и в любую эпоху. Дело в страшной опасности действия греха. Люди той эпохи были вынуждены применять особые меры, чтобы сохранить от смертельной опасности весь народ. Это был своего рода санитарный кордон.
Можно сравнить эти меры по наказанию грешников, равно как и меры современной медицины и санитарной безопасности, с хирургией.
Тот, кто видел или представляет себе действия фронтового хирурга в полевом госпитале, может упрекнуть его в излишней жестокости. Ведь ему нередко приходится ампутировать руку или ногу, чтобы спасти жизнь человека. Но в этих условиях, когда речь идет о жизни и смерти, другого выхода просто нет.
Другое дело, когда больной находится не в полевой санчасти, но в большом и прекрасно оснащенном госпитале, в котором есть все медикаменты, оборудование. Тогда на первый план выходит терапия.
Меры по сохранению людей от действия греха в Ветхом завете можно очень осторожно уподобить хирургии, а в Новом Завете — терапии. Когда к Господу Иисусу привели женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния, и предложили осудить ее по Закону, Он неожиданно для обвинителей, призвал их вглядеться в себя. Все они разошлись, а Он сказал этой женщине: «иди и больше не греши», хотя по заповеди ее следовало побить камнями. Но наступила новая эпоха, и хирургия Ветхого Завета уступает место терапии Нового.
Когда же возникает чрезвычайная ситуация, тогда необходимы особые меры. Поэтому заповеди Ветхого Завета — тот минимум, который необходимо соблюдать, чтобы не выпасть из Церкви. И мы должны понимать необходимость такой строгости в наказаниях за нарушение основных заповедей.
Еще одна метафора. Представьте себе, что на каком-то очень большом химическом комбинате произошел взрыв. В воздух вырвалось огромное облако ядовитого газа. Разумеется, приняты все возможные меры по локализации аварии, но это облако уже не остановить. Ветер может отнести его на огромное расстояние, на много тысяч километров, в какую-то страну, где никто и не слышал об этой аварии. И уже там это химическое вещество прольется на землю с дождем. Разумеется, при этом погибнут люди. И, несомненно, в первую очередь погибнут самые слабые: дети, старики, беременные женщины, больные люди… Остальные будут также поражены этим ядом, долго болеть. Многие умрут позднее. Кто-то выживет, но таких будет относительно немного.
Эти люди не были виноваты во взрыве на химическом комбинате. Но зло, вырвавшись на свободу, разрушает и уничтожает все на своем пути. И, в первую очередь, — самых невинных. Вспомните ядерные взрывы в Японии, катастрофу на Чернобыльской атомной станции. Это — ужасные, но точные иллюстрации того, как действует грех в нашем мире.
Потоп, который пришел на землю и смысл с нее всякую душу живую, был очищением жизни, ибо «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12). Творцу пришлось очистить и возобновить жизнь.
Для того, чтобы уберечь людей от греха, Он дарует им заповеди. Заповеди — своего рода «техника безопасности» жизни. В них приводятся правила, нарушение которых приводит человека к смерти.