В храме в эти дни читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и Похвала Пресвятой Богородице, вспоминается житие святой преподобной Марии Египетской.
Истории старца Зосимы о встрече со святой Марией в египетской пустыне, записанной святым Софронием, более тысячи лет. В ней описаны древние монашеские правила, жизнь подвижников веры в пустыне и подвиг покаяния преподобной Марии.
Читая эту повесть о далеких временах из жизни христиан, мы решили разобраться, какая польза может быть от нее современному человеку. Ведь он не может даже представить себе, каково это — жить в пустыни. Привык к доступному комфорту и скорости перемещения в любую точку земного шара, не мыслит себя без современных удобств коммуникации. И чем же эта история может быть полезна в воспитании детей? Поймут ли они ее героев?
Давайте посмотрим на повествование старца Зосимы глазами наших учеников. Какие уроки можно извлечь из его слов о себе, своих братьях–монахах и о покаянном подвиге грешницы Марии? Уроки духовные, нравственные и исторические.
Урок первый
Может ли человек в духовном смысле спасти сам себя и других людей?
Преподобный Зосима рассказывает, что родители отдали его в монастырь еще в младенчестве. Младенчество — это сколько лет? Христиане считают младенцами всех детей до 7 лет. Считается, что в этом возрасте дети еще не осознают своих грехов и причащаются без исповеди. Выходит, что маленький Зосима попал к монахам когда еще не успел укорениться в грехе? И не знал мирской жизни, полной соблазнов? Тогда зачем ему нужно было постоянно укреплять свой дух против греха, искать святых наставников?
Получается, не достаточно человеку просто не делать ничего плохого, чтобы стать совершенным — таким, каким нас задумал Господь — святыми.
Человек человека исправить не может, спасает и изменяет человека только Бог своей благодатью.
Этой Божественной благодати и искал старец Зосима, молясь Господу о святом наставнике, чтобы на его примере приблизиться к Божественному замыслу о нем, как человеке.
Урок второй
Нужно ли быть таким как все? Что означают равенство и справедливость для всех с точки зрения христианина?
У монахов в монастыре святого Иоанна Предтечи, где совершал свой подвижнический подвиг Зосима, был обычай, в начале Великого поста уходить в пустыню. Там они постились и молились Богу, готовясь к празднику Пасхи, Воскресения Иисуса Христа.
И никто из них не знал меры поста друг друга. Свидетелем в этом деле для каждого монаха была его собственная совесть. Каждый нес тяжесть подвига по своим силам, не осуждал и не завидовал другим братьям. Для христианина это и есть высшее равенство и справедливость. Быть честным перед собой и перед Богом.
Урок третий
Как человеку узнать, что он ведет правильную жизнь, и что Бог принял его покаяние?
Всякий грех попускается человеку Богом для смирения. Часто, осуждая брата своего за какое–то деяние, мы сами впадаем еще в более тяжкие прегрешения. В чем осудишь, в том и пребудешь. Так что в первую очередь следует прекратить судить поступки других и обратить свой взор внутрь своей души. Человек может думать о себе хорошо, а поступать плохо.
Усердно работая над своим духовным состоянием, мы постепенно выметаем всякий мусор из своей души делами добра, при поддержке поста и молитвенного покаяния. И тогда, увидев нашу душу очищенной, Господь начинает наполнять ее Своей благодатью. И первый признак, что Он нас слышит — это когда грех прекращает повторяться вновь и вновь. Больше не хочется гадить в свою душу всякой скверной и мерзостью. Победа над грехом — признак покаяния, ведь двум господам служить невозможно.
Вспомним, как блудный сын вернулся к своему отцу: с покаянием и желанием жить по–другому. Пусть даже наемным работником, лишь бы рядом со своим отцом.
На примере Марии Египетской мы видим еще более глубокую степень духовного подвига, не каждому она под силу. Но Господь и не требует такого от нас. Просто неси ту тяжесть, которую можешь. И получишь свою награду.
Во время поста для человека весь духовный мир становится реальностью. Открываются глаза сердечные. Человек видит себя таким, какой он есть на самом деле, свою настоящую суть. А такие подвижники, как Мария, получая Дары Святого Духа, могут видеть и других людей полностью, как бы глазами Бога — становятся прозорливыми.
Сейчас сложилось такое мнение о Православии, что это религия чудес. Пришел в храм, попросил хорошенько у Бога милости — и получай чудо исцеления или счастливого избавления от напастей. А тут трудиться нужно всю свою жизнь. День за днем. Без устали и перерывов. Без всяких послаблений к себе. Соблюдая заповеди Божии. Прозорливость — одно из свойств праведности, правильной жизни, достигает ее не каждый. Но каждый должен к ней стремиться.
Христос обещал своим ученикам: Дела, которые я делаю, будете и вы делать. На примере Марии мы видим, что есть такие святые.
Так преподобная поражает старца Зосиму тем, что встретив его впервые в жизни, называет по имени, указывает его духовный сан и говорит о правилах жизни в его монастыре. Более того — цитирует Святое Писание. А ведь она, по ее словам, никогда не читала святых книг, да и читать-то не умеет. И даже никогда не слышала, как другие читают Писание. Слово Божие открывается и живет в ней по благодати.
Мария предсказывает будущие события из жизни старца и видит его мысли, ходит по воде, как по суше, мгновенно перемещается на расстояние, равное двадцатидневному пути пустынника.
Дары Святого Духа — это плоды истинного покаяния. Господь исполняет свое обетование уподобить человека Себе по святости, и история Марии тому подтверждение. Преподобная этого не искала. И нам этого искать специально не следует, дабы не впасть в прелесть.
Урок четвертый
Что такое похоть? И как грешный человек может навредить тем, кто рядом с ним? Есть ли мера греху?
Мария Египетская ушла из родительского дома, когда ей было всего 12 лет. По ее словам, она «отвергла любовь своих родителей». «Любовь родителей» — что это означает? Папа и мама ее баловали? Заботились о ее будущем? Прививали ей добродетели? История об этом умалчивает. Мы можем лишь предположить, что желая своей дочери добра, родители наставляли ее, как ей подобает себя вести.
Подростки в таком возрасте больше думают о своих «хотелках». Например, очень хочу покушать. Вкусно, хорошо и изысканно. Хочу, хочу, хочу! Только это! И другое не буду.
Грех самоугождения — основа других страстей и грехов. Кажется нам безобидным и даже привлекательным. Показывает, что у нас есть характер и собственный вкус, на все свое личное мнение.
А дальше это «хочу» растет как снежный ком и превращается в лавину. И погребает под собой человека, губит его душу.
Человек уже не может насытиться ничем. И не видит, что идет в пропасть. И самое ужасное, что он тянет за собой тех, кто рядом. Человек грешный — соблазн для других, слабых духовно. Искуситель против воли улавливает на грех и человек попадает в духовную ловушку.
Как вся эта ситуация близка современному обществу тотального потребительства, основанного на разжигании страстей и желаний к благам и удовольствиям. Без мыслей о последствиях.
Есть ли предел этому порочному кругу хотелок? До какой меры можно падать в грех?
Господь долготерпелив и ожидает от нас покаяния. Создает для этого ситуации и условия. А мы возмущаемся, что у нас все неладится. И за что нам все это? — ропщем на Бога. Как нам дальше жить? Что делать?
Увидеть свои грехи покаяться. Как это сделала Мария Египетская. На пороге храма, куда она не смогла войти. Как ни старалась протиснуться сквозь толпу, чтобы увидеть Крест Господень. Перед ликом Богородицы, в один миг, осознав свою порочность, она решает изменить свою жизнь и вверяет себя руководству Матери Божией и ее сына, Господа Иисуса Христа. Оставляет жизнь, полную греха и разврата, и удаляется в пустыню принести плоды покаяния.
Урок пятый
Где брать силы, чтобы бороться со своими грехами и страстями?
Страсти не возникают сами по себе, все начинается с наших помыслов. И зачастую плохие помыслы навеваются врагами рода человеческого, которые пользуются нашими слабостями и немощами. Постом и молитвой прогоняется сей род нечистый. Так говорит Иисус своим ученикам.
Мария боролась со своими страстями 17 лет. Столько же, сколько вела перед этим развратную жизнь. Питалась вначале только крошками хлеба, а потом той скудной пищей, что находила в пустыне. Терпела жажду, зной и холод, приступы неистовых желаний. И когда у нее не было уже сил бороться самой, она смирялась и получала озарение и поддержку Божественного света. Пока не пришло то время, когда страсти ее оставили и она успокоилась, стала нечувствительной к невзгодам.
Во всем ей была помощницей и руководительницей Матерь божия. «Питалась и облекалась я одним словом Божиим», — рассказывала преподобная старцу Зосиме. Потому что не хлебом единым жив человек.
Полностью смирившись и вверив свою судьбу в Руки Господа, Мария сподобилась достичь святости. Подтверждением тому может также служить и сцена погребения святой. Когда старец Зосима не в силах был вырыть могилу для преподобной, ему пришел на помощь лев. Дикий зверь был кроток и послушен, как ягненок. Так ведут себя звери только в раю, понимая и подчиняясь человеку. Святость — это райское состояние души человека. Рядом со святыми звери тоже приходят в свое райское состояние.
«Всякое дыхание да хвалит Господа!»
Воздадим же и мы свою славу Господу, открывшему нам пример плодов истинного покаяния. Чтобы мы могли с верой и молитвой понести свою меру поста. Смогли увидеть всю глубину своей греховности и нашли силы исправить и переменить свою жизнь при животворном участии Божественной благодати.
Жите Марии Египетской — всего лишь пример из жизни одного грешного человека. Все, чего должен хотеть христианин — это спасение: «Ищите прежде всего Царствия Божия!» И каждый берет в этом поиске крест свой по своим силам.
Как раскаявшийся разбойник призываем Имя Святое и смеем просить лишь об одном: Помяни нас, Господи, во Царствии твоем когда приидиши во Царствие Твое!