Рождение Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в своей праздничной проповеди Его Высокопреосвященство, является для этого мира началом спасительного пути, а для нас с вами началом обожения.
«Бог, воплотившись, прошел все этапы человеческой жизни, если так можно сказать – от рождения до смерти и воскресения.
Бог становится человеком, чтобы показать нам, какими мы должны быть. Приходит в мир, чтобы спасти его, указав путь к обожению. Вот только не спешит человек. Куда легче оставаться таким, каким он есть сейчас, отвечая лишь за себя и заботясь лишь о куске хлеба насущном. Потому-то он и предпочитает ни во что не верить и не спешит воспользоваться теми возможностями, которые даёт ему Рождество Христово. Не спешит через сознание этого величайшего события, начать движение по пути своего обожения, потому что ему проще оставаться рабом своих страстей. Современное общество отказывается верить в Христа, потому что тогда придется признать, что только Он принес человеку подлинную свободу. Что ни одно общество – будь оно социалистическим, коммунистическим, капиталистическим или либеральным, не сделает человека по-настоящему свободным. Есть только одна святая, истинная свобода – свобода от греха, и эту свободу человеку даёт вера в Христа. Мир материальной культуры, в котором мы сейчас живем, лишает человека малейшей возможности задуматься о своем небесном происхождении, то и дело подбрасывая ему всё новые и новые земные утехи. Для нас же сегодняшний день есть еще одна возможность заглянуть в свое сердце и оценить состояние нашей души. Вот что значит для нас Рождество Христово. Но достойны ли мы этого? Живет ли в нашей душе любовь, радость, сострадание, или она заполнено грехами и страстями? Господь дает нам Свою благодать, чтобы мы могли стать подобными Ему. В чем мы можем быть подобными Ему? В милосердии, в любви, в сострадании. Господь оплакивает наши грехи, а готовы ли мы оплакивать свои грехи? Сегодня, когда мир озаряется Солнцем правды, готовы ли мы увидеть Его? Что делает человек, когда не хочет видеть солнце? Он прячется от него, закрывает свои глаза темными очками. Бессердечие, жестокость и равнодушие – это и есть те очки, которые надевает на себя этот погрязший в страстях мир. Если мы хотим, чтобы этот мир наконец-то сбросил с себя эти очки, мы должны стараться искать в своей душе зерна любви, мира, добра и мужества. Христос приходит в этом мир, зная, что Его ждет, но Он не испугался, как не должны бояться и мы. Он знал, что Его будут поносить, что будет распят. Готовы ли мы идти за Христом, готовы ли мы открыто исповедовать свою веру? «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», – говорит нам Христос. Но нам не нужно для этого жертвовать собой, не нужно бежать на баррикады, наш великий подвиг – это наша молитва. Разве просит Господь наказания для своих врагов? Он только говорит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». И мы должна молиться за своих врагов, просить, чтобы Господь вразумил их. А также вразумил и просветил нас. Чтобы мы не стали легкой добычей слуг дьявольских, чтобы не затуманился наш разум, чтобы могли мы сами разобраться в том, какой весьма привлекательной может быть ложь».
Затем владыка пожелал всем радости сердечной и мира духовного.
«Постарайтесь провести этот день не в праздности, а в делании добрых дел. Господь не требует от нас невозможного. Сегодняшний меркантильный мир замер от ужаса перед эпидемией коронавируса. Может, это и есть то время, которое даёт нам Господь, чтобы мы наконец-то обратили свои взоры к небу. Задумались не о наполнении своего желудка, а о наполнении своего сердца любовью и состраданием к ближнему. Осознали, что смысл человеческой жизни не в погоне за тем, что подвержено тлену, а в том, что приближает нас к Богу, в том, что делает нас подобными Христу. Господь даёт нам еще одну возможность заслужить Его Божественную милость. Хочет, чтобы мы несли в этот бушующий мир негасимый свет Вифлеемской звезды, освящая царящую вокруг нас тьму».