Архистрати́г (греч. — ἀρχιστρατηγός) — 1) звание, усвоенное предводителю Ангельских воинств, Архангелу Михаилу (см.: Архангел); 2) старший военачальник.
Почему архангел Михаил явился Иисусу Навину в доспехах; неужели как воин Небесный он нуждается в защитной броне и оружии?
Ангелы суть духи. И как духи они не имеют вещественных тел. Тем не менее, будучи посылаемыми к людям, иногда они предстают перед ними в образах плотских существ: человека или животных (коней, тельцов, львов…).
Принимаемые ангелами видимые образы бывают обусловлены тем, что именно они хотят донести до людей. Каждый из таких образов предполагает определенное прочтение, содержит и открывает, в символической форме, поучительные сведения, а иногда и глубокие знания.
Воспринятый ангелом, в целях Промысла, образ может дать знать о его личных особенностях, о направлении его деятельности, о деталях служения Богу. Достаточно часто характер воспринимаемого ангелом образа зависит от конкретных обстоятельств и целей, связанных с причиной явления.
Образ воина, явленный Архангелом Михаилом Иисусу Навину (Нав.5:13–15), вождю Израильского народа, последователю законоположника Моисея, был сопряжен с двумя важными факторами.
Во–первых, вид небожителя в воинском облачении соответствовал званию и служению Архангела Михаила, военачальника, архистратига (Нав.5:13). В священном Писании он отмечен как тот, кто ведёт брань с лукавыми силами и с самим сатаной (Откр.12:7).
Обнаженный меч (Нав.5:13) указывал на Божественный меч правосудия (символ воздаяния), свидетельствовал о желании и готовности ангельских воинств покрыть народ Божий покровом Небесного заступничества.
Во–вторых, этот облик соответствовал ближайшей причине явления архистратига. На этом этапе истории Израильскому народу предстояло завоевание Обетованной земли. На пути их вхождения в землю высились грозная крепость, могучие стены Иерихона.
Хотя в тот период израильтяне представляли собой закаленный, сплоченный, исполненный решимости народ, однако, они не обладали ни должным опытом осады и штурма укрепленных городов, ни надлежащих осадных орудий. Перед Иисусом Навином, как перед военачальником, стояла нелегкая задача.
Тогда–то, милостью Божьей, и произошла его встреча с архистратигом. Как воин воину, небесный земному, Архангел воодушевил Иисуса Навина своим посещением, дал необходимый совет (Нав.6:1–4). Исполнив рекомендации небожителя, Израиль взял город.
Разумеется, ни для защиты от падших духов, ни для защиты от человеческих воинств ангелы не нуждаются ни в металлических доспехах, ни в копьях, ни в острых клинках. Сопутствующая им Божественная сила способствует разрешению даже самых трудных задач.